Президента Йемена некем заменить
"Западные лидеры призывают меня уйти в отставку немедленно, однако я не вижу никого, кому бы мог передать власть", - заявил Салех. Определить достойного должен референдум, уверен президент с 32-летним стажем, настаивая исключительно на конституционной передаче власти.
За этими словами не просто желание ухватиться за власть. Салех уже и сам пытался уйти. Но альтернативы у него действительно нет. Зато на карту поставлена стабильность беднейшей страны континента, в которой оружия в два раза больше, чем жителей.
Йемен - это не Тунис и даже не Египет. До прихода к власти Салеха там рубили головы, партий просто не существовало. Спросите любого серьезного человека в регионе, и он скажет вам, что Салех - сильнейший лидер, благодаря авторитету которого стало возможным объединение страны, сдерживание племенных войн и даже начало промышленной добычи нефти и газа. При нем получила развитие партийная система и свободная пресса.
Неудивительно, что, решив построить в Йемене демократию с человеческим лицом, США в 2006 году сделали ставку именно на него. Его авторитет был непререкаем. Но надо учитывать и уровень образования йеменцев. Это на 90% неграмотная беднота, которой легко управлять. В заслуги Салеху вряд ли можно приписать тот факт, что в Йемене, например, были уничтожены уникальные плантации редчайшего кофе сорта мокко. Теперь эти пространства засажены наркотическим растением, листья которого поголовно жуют местные жители.
Ждать от такого населения выдвижения сильного лидера немыслимо. Совершенно очевидно: управлять страной, подобной Йемену, может только авторитетный в масштабах всех мухафаз (провинций) и мудирий (районов) лидер. Такой, как Салех.
Выходец из очень бедной семьи (как, кстати, и Каддафи), молодой военный Салех сам начинал свою политическую карьеру с участия в революции - против династии Хамидаддинов и духовного лидера шиитов-зейдитов. При этом он исповедует именно эту, самую умеренную ветвь шиитского ислама. В 1967 году он возглавил леворадикальную Революционно-демократическую партию, а вскоре после убийства президента Северного Йемена Ахмеда Хусейна аль-Гашми занял его пост. В 1990 году он стоял у истоков объединения Юга и Севера страны, возглавив единое государство. Затем была гражданская война за передел неф-тяных ресурсов, которую он успешно погасил.