Нью-Йорк на минуточку в Москве
Нынешний гастрольный проект задуман как срез текущей художественной ситуации. Куратор выставки Кэти Грейсон, директор галереи The Hole, не делала ставку на раскрученных звезд и знаменитые произведения, растиражированные по всему свету. Впрочем, те из зрителей, кто следит за международным арт-процессом, все же обнаружат здесь знакомые имена и привычные тренды. Так уж повелось, что любые "запахи" с нью-йоркской "кухни" моментально разносятся по планете. И даже новички всего за пару-тройку лет дорастают до статуса международно известных авторов. Правда, быстрая карьера - еще не залог пожизненного успеха. Интенсивная ротация выполняет роль естественного отбора. Но для представления ситуации "здесь и сейчас" проект New York Minute подходит как нельзя лучше.
Выражение "нью-йоркская минута" подразумевает стремительный темп жизни, максимальную наполненность событиями каждого промежутка времени. Символом такого самоощущения на выставке стала работа (вернее, ее графическая версия) Криса Йохансона, придумавшего циферблат с множеством стрелок. А еще можно увидеть подобную ассоциацию в кинетическом опусе "Вертушки" Джима Дрейна и Ары Петерсона - узорчатые круги вращаются вокруг зрителя, заставляя того мобилизоваться и аккуратно выбирать маршрут следования, чтобы не угодить "под раздачу". В экспозиции есть и другие примеры интерактивности, хотя в целом ее здесь меньше, чем можно предположить. Современные нью-йоркские художники приглашают публику в соавторы скорее на ментальном уровне, а чтобы давать волю зрительским рукам - такого не очень много. Запоминается разве что инсталляция Аарона Бондароффа "Моя жизнь на футболках", представляющая собой гардеробную стойку с полусотней белоснежных маек, на каждой из которых изложен фрагмент автобиографии художника. Эту "книгу" можно листать - правда, при большом наплыве посетителей неизбежно потребуются услуги прачечной.
У выставки имеется условная рубрикация (разделы названы "Уличный панк", "Новая абстракция" и "Буйная фигуративность"), однако на практике такое членение экспозиции мало пригождается. Произведения перемешаны в залах по аттракционному принципу: сначала обращаешь внимание на все большое и яркое, потом доходит очередь (если доходит) до экспонатов поскромнее. Справедливости тут, конечно, нет и в помине: ведь понятно же, что при подобной постановке вопроса экстравагантность всегда выигрывает у качества. Но формат визуального шоу "требует жертв". Так что позволим себе совет будущим посетителям: отдав должное гигантской инсталляции с фигурой граффитиста, подвешенной на тросах патрульной полицейской машины с дискотечными огнями, или уходящим под потолок надувным трансвеститам, обратите все же внимание на объекты не столь масштабные. Подчас в них содержится больше смысла, остроумия и подлинной художественности.
Начавшись с темы циферблата, ею же выставка и заканчивается. Хотя работу Кристиана Марклея "Часы" трудно отнести к одному из привычных жанров, в увлекательности ей не откажешь. Пожалуй, по аналогии с видеоартом это произведение можно счесть образчиком "киноарта". Автор, заявленный в аннотации как "режиссер" и "монтажер", создал непрерывное экранное зрелище, которое составлено из фрагментов десятков кинокартин. Этот коллаж построен на весьма оригинальном драматургическом базисе: вне зависимости от сюжета мизансцен в кадре периодически возникают часы, показывающие реальное время. В данном случае московское.
Подобная синхронизация завораживает, несмотря даже на очевидную технологию "фокуса". А потом еще долго раздумываешь, с чего бы это зрелище так тебя зацепило. Может, из-за того, что очутиться "внутри кино" не так уж и трудно. Для этого не требуется ни сопереживания героям, ни даже осознания фабулы. Достаточно лишь сверять часы одновременно с персонажами... Надо признать, что Кристиан Марклей приемом остранения воспользовался более чем эффектно. И будто бы из ничего возникла та самая "волшебная сила искусства".