Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Нью-Йорк на минуточку в Москве

В Центре современной культуры "Гараж" открылась выставка New York Minute, где представлены работы полусотни нью-йоркских художников - по большей части молодых.
0
Dearraindrop. Mutant Pop. 2010
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Нынешний гастрольный проект задуман как срез текущей художественной ситуации. Куратор выставки Кэти Грейсон, директор галереи The Hole, не делала ставку на раскрученных звезд и знаменитые произведения, растиражированные по всему свету. Впрочем, те из зрителей, кто следит за международным арт-процессом, все же обнаружат здесь знакомые имена и привычные тренды. Так уж повелось, что любые "запахи" с нью-йоркской "кухни" моментально разносятся по планете. И даже новички всего за пару-тройку лет дорастают до статуса международно известных авторов. Правда, быстрая карьера - еще не залог пожизненного успеха. Интенсивная ротация выполняет роль естественного отбора. Но для представления ситуации "здесь и сейчас" проект New York Minute подходит как нельзя лучше.

Выражение "нью-йоркская минута" подразумевает стремительный темп жизни, максимальную наполненность событиями каждого промежутка времени. Символом такого самоощущения на выставке стала работа (вернее, ее графическая версия) Криса Йохансона, придумавшего циферблат с множеством стрелок. А еще можно увидеть подобную ассоциацию в кинетическом опусе "Вертушки" Джима Дрейна и Ары Петерсона - узорчатые круги вращаются вокруг зрителя, заставляя того мобилизоваться и аккуратно выбирать маршрут следования, чтобы не угодить "под раздачу". В экспозиции есть и другие примеры интерактивности, хотя в целом ее здесь меньше, чем можно предположить. Современные нью-йоркские художники приглашают публику в соавторы скорее на ментальном уровне, а чтобы давать волю зрительским рукам - такого не очень много. Запоминается разве что инсталляция Аарона Бондароффа "Моя жизнь на футболках", представляющая собой гардеробную стойку с полусотней белоснежных маек, на каждой из которых изложен фрагмент автобиографии художника. Эту "книгу" можно листать - правда, при большом наплыве посетителей неизбежно потребуются услуги прачечной.

У выставки имеется условная рубрикация (разделы названы "Уличный панк", "Новая абстракция" и "Буйная фигуративность"), однако на практике такое членение экспозиции мало пригождается. Произведения перемешаны в залах по аттракционному принципу: сначала обращаешь внимание на все большое и яркое, потом доходит очередь (если доходит) до экспонатов поскромнее. Справедливости тут, конечно, нет и в помине: ведь понятно же, что при подобной постановке вопроса экстравагантность всегда выигрывает у качества. Но формат визуального шоу "требует жертв". Так что позволим себе совет будущим посетителям: отдав должное гигантской инсталляции с фигурой граффитиста, подвешенной на тросах патрульной полицейской машины с дискотечными огнями, или уходящим под потолок надувным трансвеститам, обратите все же внимание на объекты не столь масштабные. Подчас в них содержится больше смысла, остроумия и подлинной художественности.

Начавшись с темы циферблата, ею же выставка и заканчивается. Хотя работу Кристиана Марклея "Часы" трудно отнести к одному из привычных жанров, в увлекательности ей не откажешь. Пожалуй, по аналогии с видеоартом это произведение можно счесть образчиком "киноарта". Автор, заявленный в аннотации как "режиссер" и "монтажер", создал непрерывное экранное зрелище, которое составлено из фрагментов десятков кинокартин. Этот коллаж построен на весьма оригинальном драматургическом базисе: вне зависимости от сюжета мизансцен в кадре периодически возникают часы, показывающие реальное время. В данном случае московское.

Подобная синхронизация завораживает, несмотря даже на очевидную технологию "фокуса". А потом еще долго раздумываешь, с чего бы это зрелище так тебя зацепило. Может, из-за того, что очутиться "внутри кино" не так уж и трудно. Для этого не требуется ни сопереживания героям, ни даже осознания фабулы. Достаточно лишь сверять часы одновременно с персонажами... Надо признать, что Кристиан Марклей приемом остранения воспользовался более чем эффектно. И будто бы из ничего возникла та самая "волшебная сила искусства".

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...