Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

У девушки с веслом судьба Зои Космодемьянской

26 апреля Третьяковская галерея представит единственный сохранившийся экземпляр знаменитой скульптуры Ивана Шадра "Девушка с веслом". Позировавшая для монумента Вера Волошина повторила судьбу Зои Космодемьянской
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

История этого изваяния давным-давно обросла легендами и анекдотами, которые к самому произведению Шадра в действительности не имеют отношения. Самое распространенное из заблуждений - будто бы именно эта скульптура послужила прототипом для бесчисленных гипсовых поделок, когда-то заполонивших парки культуры и отдыха по всей стране. На деле все обстояло иначе: массовому тиражированию подверглась одноименная работа скульптора Ромуальда Иодко, которую тот выполнил в 1936 году для парка при водном стадионе "Динамо". Его "Девушка с веслом" была обряжена в спортивного кроя купальник, дабы не смущать взоры советских граждан. А шадровская барышня представала перед публикой в античной наготе.

Не исключено, что именно это обстоятельство привело к тому, что первый вариант изваяния, установленный в ЦПКиО имени Горького, подвергся критике, вскоре был демонтирован и отправлен "в ссылку" в Луганск, где окончил свои дни при невыясненных обстоятельствах. Для столичного парка автору пришлось создать еще одну вариацию, участь которой тоже оказалась прискорбной: она была разрушена немецкой бомбой в 1941 году.

Вполне могло выйти так, что от всей этой затеи сохранились бы только единичные фотографии и словесные описания современников. Однако существовал автор-ский гипсовый эскиз высотой 172 сантиметра. Он был гораздо меньшего размера, чем бетонная статуя в центре фонтана, зато обладал максимальным с ней сходством. По инициативе вдовы Шадра в 1956 году по этому образцу из бронзы отлили скульптуру, впоследствии попавшую в фонды Третьяковской галереи. Ее гипсовый прообраз оказался утрачен, так что бронзовая "Девушка с веслом" осталась единственным материальным подтверждением работы Ивана Шадра над этим проектом.

Впрочем, нет: наличествует еще скульптурный портрет гимнастки Зои Бедринской, которая позировала для второго варианта "Девушки с веслом". Оба эти экспоната извлечены сейчас из музейных запасников и демонстрируются в постоянной экспозиции Третьяковки на Крымском Валу. Поводом вспомнить об их существовании стало решение сделать "Девушку с веслом" официальным символом предстоящей международной регаты "Золотые весла Санкт-Петербурга". К июню две скульптуры должны переехать из Москвы в северную столицу, в Русский музей, чтобы своим присутствием вдохновить гребцов на высокие спортивные достижения.

Но есть в этой истории один трагико-героический момент, о котором грех не упомянуть. Глядя на статную бронзовую барышню с веслом, стоит подумать не только об эстетических достоинствах произведения, но и о реальной судьбе Веры Волошиной, студентки института физкультуры, позировавшей для первоначального варианта. С началом войны она добровольцем ушла на фронт, служила разведчицей в том же отряде, что и Зоя Космодемьянская, и погибла похожим образом. Для целей тогдашней пропаганды двух героинь не требовалось, и подвиг Веры Волошиной оказался забыт на многие годы. Получается, что "Девушка с веслом" и стала единственным монументом в память об этой "девушке с автоматом".

Античный вариант подвергся критике и был демонтирован
(фото: Nashagazeta.com.ua)
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...