Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Пассажир загоревшегося самолета в Анталье рассказал о помощи в спасении людей
Происшествия
СК предъявил обвинения напавшему на полицейских с ножом в Приморье мужчине
Экономика
Четверть клиентов МФО при введении лимита на займы готовы обратиться к нелегалам
Экономика
В России появился новый формат обмена старой техники на новую
Экономика
Названы популярные форматы жилья у россиян разных возрастов
Мир
The Economist сообщил о выполнении плана мобилизации на Украине на две трети
Мир
Генконсульство РФ проработало вопросы помощи пассажирам «Азимута»
Общество
Патрушев назвал Россию ведущим экспортером продовольственных товаров
Мир
Самолет авиакомпании «Азимут» загорелся при посадке в Анталье. Что известно
Мир
Эксперт оценил вероятность выхода США из Парижского соглашения
Мир
В результате переворачивания двух судов у Мадагаскара погибли 24 человека
Мир
Более 20 самолетов совершили посадки в других городах из-за пожара в Анталье
Армия
Система РЭБ «Купол Донбасса» сорвала 189 атак БПЛА ВСУ за прошедшую неделю
Происшествия
Пассажиры загоревшегося в Анталье самолета написали коллективный иск на «Азимут»
Происшествия
Пассажирка загоревшегося самолета в Анталье рассказала о долгой посадке судна
Общество
Патрушев рассказал о мерах господдержки аграриев в новых регионах
Мир
Сенатор США предложил уволить всех причастных к преследованию Трампа
Происшествия
В Калуге начался пожар на промышленном предприятии после атаки БПЛА

Ползком по тонкому льду

Членам молодежной экспедиции к Северному полюсу под руководством полярников Матвея Шпаро и Бориса Смолина пришлось преодолеть несколько трудных участков и отказать страждущим в водке.
0
Туристы обычно приезжают в Арктику один раз и больше не возвращаются (фото: клуб «Приключение»)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

- Vodka? Do you have vodka? - узнав, что мы русские, все спрашивают нас про водку. Говорят: холодно, нужно согреться.

И этому трудно не поверить. Хотя смуглое лицо 49-летнего юриста из ЮАР Бена и защищено маской от ветра и мороза, вид у него все равно замерзший.

Это только кажется, что Арктика - пустынное и безлюдное место. В сезон сюда съезжается до 300 туристов и путешественников. Во время прохождения маршрута можно легко пересечься с другой группой. На 5-й день пути мы наткнулись сразу на 15 человек.

Бельгиец Иван (ударение на первый слог) несколько лет живет в Норвегии. Именно через норвежский Шпицберген проложен к полюсу основной туристический путь. За путешествие туристы платят от 20 000 до 40 000 евро. Цена зависит от продолжительности и сложности тура. Самые большие трудности здесь с горючим, так что основная стоимость поездки - это как раз плата за горючее.

В Арктику можно ехать с гидом, а можно без. В любом случае в стоимость вашего тура входит цена топлива на случай экстренной эвакуации. Если с вами что-то произошло или вам просто надоело идти, вас эвакуируют в течение двух часов. Нужно просто позвонить на станцию Русского географического общества "Барнео" - и за вами пришлют вертолет.

Туристы обычно приезжают в Арктику один раз и больше не возвращаются, а вот гиды здесь постоянные. Они знают друг друга в лицо и по имени. В основном они русские.

- Я с детства мечтал попасть в Арктику! Вот с такого возраста, - говорит Иван и показывает рукой где-то на уровень своего колена.

Теперь его мечта сбылась - вот уже 10-й день он в Арктике. В отличие от нас Иван уже возвращается с полюса. Вот только последний отрезок пути - 45 км от полюса - он шел четыре дня. Для нас это не самая хорошая новость. Экспедиция Матвея Шпаро за первые два дня прошла почти половину пути. Мы собой гордились, и нам казалось, что к полюсу мы доберемся на несколько дней раньше намеченного.

Однако вчера ситуация кардинально изменилась - попутный ветер пропал, а льды стали дрейфовать в противоположную от полюса сторону. Это все равно что бежать вверх по движущемуся вниз эскалатору - нас все время сносит назад. К тому же теперь на маршруте то и дело попадается вода.

Если трещины узкие - их можно перепрыгнуть, когда же на пути попадаются широкие разломы, тут уж никак не обойтись без гидрокостюма - оранжевого, отлично заметного на снегу. Резиновый гидрокостюм от низкой температуры каменеет, и в одиночку его не надеть. В результате времени на облачение уходит много, и переправа с одного берега на другой может занять до получаса. Особенно в такой большой группе, как наша - 13 человек.

Но самое сложное - это тонкий лед. Идти по нему нельзя - приходится ползти, на всякий случай предварительно надев гидрокостюм. Лед прогибается под твоим весом, идет волнами. Из-за соли океанский лед пластичнее речного. Он трещит, идет трещинами, но держит. Впрочем особенно широкие полыньи экспедиция обходит - иногда в течение часа мы движемся по широте, ни на метр не приближаясь к полюсу.

- Что это у тебя? - Борис Смолин разглядывает мое лицо. Про свое лицо я знаю только, что моя борода покрыта льдом и время от времени смерзаются ресницы - их приходится "оттаивать" пальцами. Но оказывается, сам того не заметив, я обморозил щеку. Растирая поврежденный участок кожи, вспоминаю слова Станислава Боярского - врача полярной станции, который говорил, что самая распространенная травма во время путешествия на полюс - это обморожения.

До Северного полюса осталось пройти 34 километра.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир