Ползком по тонкому льду
- Vodka? Do you have vodka? - узнав, что мы русские, все спрашивают нас про водку. Говорят: холодно, нужно согреться.
И этому трудно не поверить. Хотя смуглое лицо 49-летнего юриста из ЮАР Бена и защищено маской от ветра и мороза, вид у него все равно замерзший.
Это только кажется, что Арктика - пустынное и безлюдное место. В сезон сюда съезжается до 300 туристов и путешественников. Во время прохождения маршрута можно легко пересечься с другой группой. На 5-й день пути мы наткнулись сразу на 15 человек.
Бельгиец Иван (ударение на первый слог) несколько лет живет в Норвегии. Именно через норвежский Шпицберген проложен к полюсу основной туристический путь. За путешествие туристы платят от 20 000 до 40 000 евро. Цена зависит от продолжительности и сложности тура. Самые большие трудности здесь с горючим, так что основная стоимость поездки - это как раз плата за горючее.
В Арктику можно ехать с гидом, а можно без. В любом случае в стоимость вашего тура входит цена топлива на случай экстренной эвакуации. Если с вами что-то произошло или вам просто надоело идти, вас эвакуируют в течение двух часов. Нужно просто позвонить на станцию Русского географического общества "Барнео" - и за вами пришлют вертолет.
Туристы обычно приезжают в Арктику один раз и больше не возвращаются, а вот гиды здесь постоянные. Они знают друг друга в лицо и по имени. В основном они русские.
- Я с детства мечтал попасть в Арктику! Вот с такого возраста, - говорит Иван и показывает рукой где-то на уровень своего колена.
Теперь его мечта сбылась - вот уже 10-й день он в Арктике. В отличие от нас Иван уже возвращается с полюса. Вот только последний отрезок пути - 45 км от полюса - он шел четыре дня. Для нас это не самая хорошая новость. Экспедиция Матвея Шпаро за первые два дня прошла почти половину пути. Мы собой гордились, и нам казалось, что к полюсу мы доберемся на несколько дней раньше намеченного.
Однако вчера ситуация кардинально изменилась - попутный ветер пропал, а льды стали дрейфовать в противоположную от полюса сторону. Это все равно что бежать вверх по движущемуся вниз эскалатору - нас все время сносит назад. К тому же теперь на маршруте то и дело попадается вода.
Если трещины узкие - их можно перепрыгнуть, когда же на пути попадаются широкие разломы, тут уж никак не обойтись без гидрокостюма - оранжевого, отлично заметного на снегу. Резиновый гидрокостюм от низкой температуры каменеет, и в одиночку его не надеть. В результате времени на облачение уходит много, и переправа с одного берега на другой может занять до получаса. Особенно в такой большой группе, как наша - 13 человек.
Но самое сложное - это тонкий лед. Идти по нему нельзя - приходится ползти, на всякий случай предварительно надев гидрокостюм. Лед прогибается под твоим весом, идет волнами. Из-за соли океанский лед пластичнее речного. Он трещит, идет трещинами, но держит. Впрочем особенно широкие полыньи экспедиция обходит - иногда в течение часа мы движемся по широте, ни на метр не приближаясь к полюсу.
- Что это у тебя? - Борис Смолин разглядывает мое лицо. Про свое лицо я знаю только, что моя борода покрыта льдом и время от времени смерзаются ресницы - их приходится "оттаивать" пальцами. Но оказывается, сам того не заметив, я обморозил щеку. Растирая поврежденный участок кожи, вспоминаю слова Станислава Боярского - врача полярной станции, который говорил, что самая распространенная травма во время путешествия на полюс - это обморожения.
До Северного полюса осталось пройти 34 километра.