Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Русский Версаль в Мариинке

В Мариинском театре поставили "Парк". Лучший французский балет последнего двадцатилетия имеет все шансы украсить российскую сцену.
0
В первом составе роли версальских любовников исполняют Диана Вишнева и Константин Зверев (фото: РИА Новости)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Омаж куртуазному XVIII веку и паркам Версаля появился на сцене Парижской оперы в 1994 году. Почти сразу же "Парк" был признан (и абсолютно справедливо) тонкой интерпретацией национального характера и национального образа жизни. При том, что в постановочную команду помимо французов Эрве Пьера (костюмы), Тьерри Лепру (сценография), Жака Шатле (свет) входили албанец Анжелен Прельжокаж (хореография), австриец Вольфганг Амадей Моцарт, чья музыка легла в основу балета, и родившийся в Лондоне серб Горан Вежвода. Последний заполнил паузы между моцартовскими сочинениями щебетом птиц, шелестом листвы, журчанием ручья и разрушающим эту идиллию металлическим скрежетом.

Идея вывезти спектакль за пределы Парижа и исполнить силами других трупп поначалу казалась почти святотатством. Однако вскоре, уступив настоятельным просьбам директоров, хореограф поставил свое сочинение в "Ла Скала" и Берлинском балете. Там и выяснилось, что "Парк" - балет интернациональный, если не космополитический, и отлично приживается в европейских странах с аристократическими традициями.

В Берлине "Парк" станцевала прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева, после чего появление его в Санкт-Петербурге было предрешено. Разумеется, мариинское руководство хотело эксклюзива, но, согласившись на предложение Прельжокажа, не прогадало, получив вполне русскую историю. Аналогичные любовные приключения могли случиться в екатерининские времена в парках Петергофа. Моцарта в России любили не меньше, чем на Западе, камзолы и кринолины русский свет носил не хуже европейцев, а с французскими куртуазными романами знакомился в подлиннике. В том числе и с тем, что прочитывается в балете. Это "Опасные связи" Шодерло де Лакло.

Впрочем, скорее всего, Прельжокажа прельстила не книжная история шевалье де Вальмона, выбирающего между пороком, добродетелью и невинностью, а ее современные экранизации. Особенно две из них - одноименный фильм Стивена Фрирза с Джоном Малковичем и "Вальмон" Милоша Формана с Колином Фёртом. От первого заимствован драматический образ опытного спортсмена-соблазнителя, неожиданно познавшего любовь. От второго - непринужденная и пьянящая атмосфера куртуазных игр.

В балете три части - солнечное утро, знойный полдень, звездная ночь. Четыре главных героя - Он, Она, вечная природа и изменчивая судьба в облике квартета садовников в темных очках. И один тщательно и последовательно взлелеянный лейтобраз - сон, он же обморок, он же смерть. Смерть как финал жизни и как кульминация телесного соития - то, что французы называют petite mort. Изведать ее - привилегия главной пары, которой отданы три судьбоносных дуэта.

На долю четырнадцати кордебалетных танцовщиков выпадает демонстрация активного мужского и пассивного женского начала - "инь" и "ян" по Прельжокажу. Дамы милы, кокетливы, меняют кринолины на дезабилье, дезабилье - на кринолины и не прочь пошутить, переодевшись в мужское платье. Мужчины напористы, остроумны, в спальни возлюбленных пробираются на четвереньках, а в отсутствие дам утихомиривают плоть верховой ездой. Героев эти забавы не трогают. Преодолевая сомнения и страхи, они целеустремленно движутся к финальному па-де-де, где сливаются в бесконечном полете-поцелуе.

Эта композиция уже стала концертным хитом, хотя шедевром ее не назовешь. С долгим поцелуем Жан-Кристоф Майо в "Красавице" работал намного изобретательнее. На музыку того же Адажио из 23-го Фортепианного концерта Моцарта Иржи Килиан и Морис Бежар ставили дуэты куда более изощренные. Тем не менее с точки зрения баланса музыкальной, хореографической и живописной составляющих и дуэт, и весь балет выглядят безукоризненно. Это то, что во времена Вагнера и Серебряного века называлось "гезамткунстверком" - зрелищем, равно упоительным и для слуха, и для глаза.

Мариинский спектакль сделан с любовью и качественно. Оркестр под управлением Михаила Татарникова держит тонус и темпы. Определенно хороши кордебалетные мужчины - у каждого из семерки просматривается свой характер и своя линия поведения. Своеобразно расставлены акценты в отношениях главной пары - Виктории Терешкиной и Александра Сергеева. Соблазнительница здесь дама - более старшая и ироничная. Вариант, возможно, и не предусмотренный хореографом, но среди прочих уместный.

Тем обиднее потери в деталях, очевидные при сравнении с парижским оригиналом. И если с менее объемными и красочными кринолинами дам еще можно скрепя сердце смириться, то эпилог с садовниками на фоне грозового неба, оставшегося от финального дуэта, - уже просчет концептуальный. Небо, к которому садовники воздевают руки, однозначно должно быть безоблачно-голубым. Безмятежным и равнодушным к земным страстям. Таким оно было в прологе и таким останется после ухода из жизни героев, их детей, внуков и правнуков. Ибо людские чувства преходящи, а парки (читай: божественная природа) - вечны.

Комментарии
Прямой эфир