Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Космос сделали аллюзией

50-летие полета Юрия Гагарина отметила Галерея Леонида Шишкина. В художественной экспозиции "За неделю до полета" аллюзии и аллегории на тему космоса преобладают над документалистикой.
0
Марина Звягинцева. «Солярис», 2006 год
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Радостный шок, который испытало человечество в связи с недолгим пребыванием Юрия Гагарина на околоземной орбите, сегодня трудно вообразить. Тем более - реконструировать. Казалось, что дан старт новой эре в истории цивилизации, что прежние конфликты и невзгоды, сугубо земные, вот-вот канут в Лету - ведь впереди покорение вселенских просторов. Некоторым даже мерещилось, будто по такому случаю сами собой отпадут различия политических систем и исчезнут экономические противоречия... В каком-то смысле так и вышло: теперь за хорошие деньги "космических туристов" могут отправить в безвоздушное пространство вне зависимости от их идеологических пристрастий. Но разве об этом мечталось?

Пожалуй, нынешняя выставка - именно о мечтаниях. Или иногда, наоборот: о разочарованиях. Вот в работах Алексея Воробьева, датированных аж 1973 годом, явственно проглядывает скепсис по отношению к пропаганде космических достижений. Да что там скепсис - откровенная издевка. И ведь легко автора понять: "зато мы делаем ракеты" и т.п. Но так ли уж просто было тогда отделить агитацию от реальных цивилизационных прорывов? Если официальные художники отзывались на бравурные репортажи о "покорении космоса" не менее бравурными холстами (примером чему могут служить в экспозиции картины Бориса Окорокова), то куда любопытнее реакция великого Александра Лабаса - певца дирижаблей и других "новых технологий" раннесоветской эпохи, который ко времени полета Гагарина пребывал в полузабвении. Он с неожиданным энтузиазмом (хотя почему с неожиданным?) воспринял сводки новостей - и даже создал полотно под названием "Автопортрет с портретом космонавта Светланы Савицкой", куда внедрил аллегорию с ваянием из мрамора античной Ники Самофракийской. Разумеется, с крыльями.

Впрочем, космос - не обязательно то место, где надо побывать физически. Иной раз хватает умозрения. Такую установку поддерживают пастели Бориса Смирнова-Русецкого - одного из основателей общества "Амаравелла", которое наследовало "космические" воззрения Николая Рериха. Хотя и прочие авторы выставки не чужды своеобразной метафизики: дело лишь в акцентах. Например, иронически постмодернистских. Для Сергея Шутова, скажем, космос - это лишь метафора в духе Сент-Экзюпери, только не в такой степени задушевная. А для Сергея Катрана и Владимира Смоляра с их проектом "Цвето-звуковой запускатель ракет и космических объектов типа "Цесарка" - и вовсе повод для произвольного самовыражения. Другое дело, что космос вроде бы бесконечен, все стерпит. Или нет? Пока не попробуешь своими руками, ни за что не узнаешь.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...