Царь-покупка

Действующая система госзакупок несовершенна, ее надо менять - это признают все. Вопрос: как? По этому поводу ответственные за реформу ведомства - Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) - пока договориться не могут. Антимонопольщики предлагают скорректировать действующий 94-й закон. А в Минэкономразвития считают, что изменения должны быть более глобальными, и настаивают на введении федеральной контрактной системы, которая регулирует весь цикл госзакупок.
Ясно, что спорить чиновники будут еще долго. А систему реформировать нужно уже сейчас. Поэтому правительство предложило полумеру - поправки в 94-й закон. Этот законопроект может установить рекорд скорости прохождения в Думе. В нижнюю палату парламента он был внесен в пятницу, 1 апреля, и уже до конца недели депутаты планируют утвердить документ окончательно.
Главная новация: законопроект обязывает заказчиков обосновывать начальные цены контрактов. Как пояснил "Известиям" руководитель Центра эффективных закупок "Тендеры.ру" Кирилл Кузнецов, это один из ключевых моментов, которые в законе сейчас не доработаны.
- Именно на этом этапе обычно и возникает большинство нарушений. Как результат, бюджетные деньги тратятся неэффективно и в гораздо больших объемах, чем это нужно, - отметил он.
Один из таких примеров - скандал с медицинскими томографами, разразившийся в прошлом году. Проверка обнаружила, что регионы приобретали эту технику по цене вдвое, а то и втрое выше ее реальной стоимости. Одни эксперты склонны считать, что чиновники таким образом хотели "заработать" на закупках свой процент. Другие - что нарушения не были следствием злого умысла. Дескать, заказчики просто не знали реальной стоимости томографов и ориентировались на предложения поставщиков. Однако факт остается фактом - томографы, которые и так стоят недешево, обошлись государству в круглую сумму.
Поправки в 94-й закон позволят избежать повторения подобной ситуации. Во-первых, обоснованность начальной цены контракта можно будет легко проверить - сведения о том, как рассчитывалась стоимость товара или услуги, заказчики должны будут публиковать на своем сайте. Во-вторых, у госведомств появятся ценовые ориентиры. Как уточнила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, нужные сведения заказчики смогут получать из открытых источников - из статистических данных, результатов маркетинговых исследований, с сайта госзакупок или из реестра госконтрактов. Так что устанавливать свои "наценки" или ссылаться на неосведомленность заказчики больше не смогут. При этом закон разрешит им требовать от поставщика гарантии на товары и учитывать затраты, которые возникнут при их эксплуатации.
В законопроекте есть еще одно важное нововведение. Согласно документу, правительство сможет определять особый порядок закупки некоторых товаров. В первую очередь это касается приобретения сложной техники и товаров, которые входят в категорию инновационных.
Фактически речь идет о введении так называемой предквалификации, против которой активно выступает ФАС. Антимонопольщики считают, что это нарушает конкуренцию. Однако эксперты полагают, что в разумных пределах предквалификация необходима.
- Она нужна в тех случаях, когда закупаются высокотехнологичные товары и услуги, - поясняет председатель совета директоров системы электронной торговли B2B-Center Александр Бойко. - В этих случаях важно качество, и лучше иметь гарантию, что фирма, которая выиграет торги, сможет выполнить условия контракта.
Как нарушают закон о госзакупках
Это уже вторая попытка реформировать российскую систему госзаказа. Первая была предпринята в 2005 году, когда появился ныне действующий 94-й закон. Его главная заслуга - информационная открытость закупок. Благодаря этому мы сейчас можем отслеживать, на что государственные ведомства тратят бюджетные деньги. Одни, как дагестанский минфин, приобретают бронированные иномарки за 8,5 млн рублей, другие, как администрация Краснодарского края, заказывают систему спутникового телевидения с пакетом эротических каналов. Теперь действительно всем все известно. Но на этом преимущества заканчиваются. Если процедура размещения заказа соблюдена, чиновник перед законом чист и нет никаких оснований привлекать его к ответственности. Ожидать, что слуга народа устыдится общественного резонанса и передумает покупать дорогую иномарку, тоже не приходится.
При этом 94-й закон содержит массу лазеек для коррупции. Чиновники "затачивают" условия под своих поставщиков, завышают начальные цены контрактов, берут откаты - словом, "зарабатывают" на госзакупках как могут. А на рынке тем временем продолжают править бал фирмы-однодневки и посредники, которые, выиграв торги и взяв деньги, благополучно исчезают с лица земли, оставляя заметную прореху в бюджете.