Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Вальс водометов и эскимо

На выставке "Вымысел и реальность", открывшейся в Московском музее современного искусства, представлены произведения современных испанских художников из коллекции музея Патио Эррериано, что в городе Вальядолиде.
0
Новый порядок. Инсталляция Джорджи Коломера. 2000 год
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Гастрольные показы из музейных собраний - вполне обычная практика, но в случае с нынешней выставкой имеется одна особенность. Коллекция вальядолидского Патио Эррериано охватывает почти столетие испанского искусства, однако в Москву привезены работы только последних лет. Куратор Мария де Кораль сделала намеренный акцент на актуальных художественных процессах. Тем самым подчеркнуто, что музей неустанно следит за текущими событиями и с охотой приобретает новинки (что свойственно далеко не всем институциям, даже из тех, в чьем названии фигурирует фраза "современное искусство"). Во-вторых, в такой выставочной политике просматривается желание отразить тот неоспоримый факт, что нынешние испанские художества предельно вписаны в международный контемпорари-арт.

Рассуждая о "вымысле и реальности", Мария де Кораль отмечает, что два эти понятия все сильнее смешиваются в современном сознании. Свою задачу она видела не в том, чтобы отделить одного от другого, а в том, чтобы выявить механизм подобных подмен и замещений. Оговоримся сразу: философского исследования проблемы здесь все-таки не вышло, да и вряд ли такая цель преследовалась всерьез. Пожалуй, для устроителей важнее было предъявить тех авторов, которые в испанском искусстве "отвечают" за интернациональную составляющую. В результате имеет место своего рода парад-алле с уклоном в узнаваемые тренды. Сколь бы различны между собой ни были экспонаты, их объединяет прежде всего наличие аналогов на планетарной арт-сцене.

Впрочем, намеренное попадание в тот или иной формат еще не означает, что творческая планка занижена, а художник заведомо не амбициозен. В экспозиции встречаются весьма дельные и даже выдающиеся опусы. Например, на зрителя непременно произведет впечатление видеоролик Фернандо Санчеса Кастильо под названием "Танец Пегаса, хореографическая постановка для грузовиков отдела особого назначения". Под бравурно-лирические мелодии в кадре кружат и пускают фонтаны две водометные машины - из тех, при помощи которых полиция нередко разгоняет демонстрации. Парадоксальная смена "амплуа" данных агрегатов в сочетании с действительно изысканной "хореографией" оказывает почти гипнотическое воздействие.

Очень хороша также концептуальная серия рисунков Хосе Мигеля Перенигеса, где запечатлены разного рода артефакты - от античных обломков до надкушенного эскимо. Стертые границы между функциональным назначением предметов, временем их производства и культурным смыслом наводят на несколько неожиданные, но небеспочвенные раздумья о цивилизации...

Если оценивать выставку суммарно, нельзя не отдать должное классу большинства произведений. Однако, спросив себя, откуда берется уверенность в этом классе, сам же себе и отвечаешь: из соответствия интернациональным трендам. В глобализованном мире стандарты распространяются на все, включая искусство. Разница только в том, что для художеств эти стандарты не прописаны жестко, они обретаются скорее на уровне ощущений. Всегда остается поле для маневра, и испанские авторы маневрируют довольно изобретательно. Что не мешает обнаруживать стесненность иного порядка, возникающую из-за добровольного подчинения выбранной "базовой модели".

Впрочем, эта ситуация вовсе не эксклюзивно испанская. Выставка из Патио Эррериано лишь добавляет новый штрих в уже понятную общую картину. И, судя по энтузиазму, с которым реализована кураторская концепция, положение дел никого не разочаровывает. Наверное, синица в руках и впрямь лучше чего-то недостижимого.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...