Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Учителя попали в историю

В экспертизе школьных учебников по истории и обществоведению наряду с учеными будут участвовать практикующие учителя. Прежнюю систему обучения истории, при которой в старших классах повторяют то, что уже прошли в средних, следует отменить.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Об этом и о многом другом говорилось на I Всероссийском съезде учителей истории и обществознания.

Открывшийся в Российской академии наук форум собрал 380 делегатов из 79 регионов, представляющих около 2,5 тысячи членов созданной минувшим летом Ассоциации учителей истории и обществознания. Именно она и приняла решение провести первый съезд учителей-историков - событие поистине историческое для преподавателей и методистов этого важнейшего предмета.

"Исторические знания занимают особую роль в системе общественного сознания, поскольку помогают не только понять место нашей страны в мире, консолидировать общество, но и учат уважению к традициям других народов, толерантности, что особенно важно в нашем многонациональном государстве, - сказал выступивший на съезде руководитель администрации президента Сергей Нарышкин. - Эти знания формируют отношение к прошлому нашей страны и дают возможность понимать и осознавать те ценности и факторы, которые определяют современное развитие нашего государства, пути модернизации его общественной жизни". И в этом, по мнению главы президентской комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, неоценима роль школьного преподавателя: "Учитель играет важную роль в работе по противодействию фальсификации истории. Ведь именно в школе закладываются основы исторических знаний и общественного сознания, что на долгие годы формирует позицию человека в жизни, в том числе и по отношению к истории своей страны и ее положению в мире". "В последнее время события российской истории освещались, мягко говоря, противоречиво, - под одобрительный гул зала сказал Сергей Нарышкин. - И педагогам принадлежит особая роль в деле формирования у граждан уважения к своей собственной стране".

Нарышкин предложил теснее увязать школьное историческое образование с академической наукой. Коснувшись вопроса о необходимости реформировать нынешнюю систему подготовки учителей, он сообщил: "Сеть педагогических вузов модернизируется. Институты станут либо базовыми, либо факультетами классических университетов". Эти преобразования должны повысить качество подготовки будущих учителей. "Современная школа призвана не только давать информацию, но и учить мыслить самостоятельно, оценивать факты и понимать, что история - это сложный многофакторный процесс", - напомнил Сергей Нарышкин.

Вице-президент РАН Валерий Козлов раскритиковал проект стандарта для старшей школы, заявив, что, по мнению членов академии, в представленном виде он не годится. Учителя одобрительно зашумели. Козлов рассказал, что за шесть лет возглавляемая им комиссия по научной экспертизе содержания школьных учебников рассмотрела около 150 учебников по истории и обществознанию. Но даже те немногие, к которым не было фактических претензий, по его словам, оставляли желать лучшего с точки зрения яркости изложения и четкости мысли. Он предложил съезду подумать над тем, как привлечь к экспертизе учебников учителей. Коллегу поддержал глава ассоциации, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Под аплодисменты зала он выдвинул идею создания специальной комиссии из практикующих преподавателей.

Большинство российских учителей, по его информации, поддерживают идею вариативности преподавания истории и наличие нескольких учебников, и все же эксперт полагает, что в этой сфере следует навести порядок. "Если в распоряжении учителя три-четыре учебника, это нормально, но если 20-30 - то уже нет", - заявил Чубарьян. Бурными аплодисментами зал встретил и его предложение отказаться наконец от концентрической системы обучения истории. "История должна быть обязательным предметом в старшей школе, но при этом не надо повторять в 10-11-х классах пройденного в средней школе", - убежден академик.

Не обошел Чубарьян и раскритикованный коллегой Козловым стандарт для старшей школы. Как и большинство учителей, он считает, что предмет "Россия в мире" не должен заменить историю. По поводу этого обязательного предмета он высказал такое мнение. "Какой-то он аморфный, непонятно, что это такое - география или сегодняшний день", - сказал ученый и предложил назвать курс "История: Россия в мире". Судя по реакции зала, учителя были явно не против.

* * *

КОММЕНТАРИИ

Александр Сорокин, учитель истории и обществознания Юхновской средней общеобразовательной школы N 2 (Калужская область):

- Съезд нужен для того, чтобы пообщаться с коллегами, поговорить о наболевшем, обменяться опытом, в том числе и внеурочной работы. Ведь мы, учителя-историки, не только даем детям знания, но и воспитываем из них граждан своей страны. Например, я уже десятый год возглавляю военно-патриотическое поисковое объединение "Юхновчане". Мы с ребятами ведем поиск без вести пропавших солдат Великой Отечественной. Занимаемся и военной археологией, и архивной работой, в том числе в Центральном архиве Минобороны в Подольске. За этот срок обнаружили много останков советских воинов, считавшихся пропавшими без вести. Все они были торжественно перезахоронены - с воинскими почестями и участием духовенства. Нам удалось идентифицировать восьмерых из этих погибших, проследить судьбу каждого из них, а главное - найти их родственников. Некоторые из них приезжали к нам, в Юхнов, поклониться могилам своих отцов и дедов, мужей и братьев. Такая работа - в музее, архиве и в лесу - здорово дисциплинирует ребят, прививает им любовь к истории родного края и исследовательской деятельности. В объединении имеется семь комплектов реконструированной нами советской военной формы образца 1943 года. Как горят глаза наших мальчишек и девчонок, когда, надев ее, они идут поздравлять ветеранов - это надо видеть! Не забываем мы и Отечественную войну 1812 года - уже готовимся к 200-летию со дня ее начала. Обязательно повезу ребят на Бородинское поле. В четвертый раз.

Любовь Кондратьева, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы N 2 г. Пскова:

- Нас, учителей-практиков, не устраивает большинство современных школьных учебников истории, особенно по XX веку. Есть среди них и такие, в которых ряд фактов и событий нашей истории совсем исчезли или освещаются лишь частично, например, гражданская война. В других отсутствует значительная часть Великой Отечественной войны. И это понятно: за те 6 часов, которые сегодня отводятся на эту тему в 11-м классе, можно дать только самое основное. Помню, раньше в выпускном 10-м классе на нее выделялось 17 часов, и нам казалось, что этого очень мало - не успеваем отразить героику войны и многое другое. Поэтому, конечно, мы выходим за рамки этих 6 часов, для того, чтобы дети знали о великой войне хотя бы самое элементарное. Считаю, на изучение этой темы сегодня требуется минимум 15 часов. Есть проблемы и с обществознанием, особенно в плане нехватки качественной информации по подготовке к ЕГЭ. А ведь этот предмет выбирает почти 80% наших выпускников. Вместо коммерческих псевдопособий и иной макулатуры, которой сегодня завалены книжные полки, требуется по-настоящему хорошая учебная литература. Да и сами экзаменационные тесты разработаны кое-как, я это заявляю как член комиссии по проверке результатов ЕГЭ. К ним очень много нареканий: двусмысленные вопросы, некорректные варианты ответов... Каждый год мы посылаем в центр свои претензии по конкретным вариантам тестов, а воз и ныне там... Не лучше ситуация и с тестами по истории. Надеемся, съезд поможет решить эти вопросы.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...