Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Американское "Яблочко"

Впервые с 1960 года в Россию приехал Американский балетный театр (ABT). Артисты станцевали в рамках Фестиваля Мстислава Ростроповича и посвятили маэстро балет под названием "Тройка".
0
«Fancy free» Джерома Роббинса рассказывает о приключениях матросов на берегу (фото: Игорь Захаркин/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

АВТ часто сравнивают с мадридским "Реалом", и это справедливая параллель. Оба коллектива собирают знаменитые ноги со всего света. Оба не отличаются чистотой стиля - сказывается отсутствие селекции и собственной школы. Оба берут задором, раскованностью и безудержным оптимизмом победителей. Правда, "Реал" не имеет русских корней и не осчастливлен нашим присутствием. В АВТ с этим все в порядке.

У его истоков стоял москвич Михаил Мордкин, покоривший Америку еще в начале прошлого века. Отметился там и другой наш Михаил - ленинградец Барышников, с 1980 по 1989 год бывший арт-директором коллектива. Выступали в АВТ Нина Ананиашвили и Владимир Малахов. Приглашенными солистками являются сегодня Наталья Осипова и Диана Вишнева, совмещающие выступления в США со службой в Большом и Мариинском театрах. Наконец, хореографом -резидентом АВТ значится экс-худрук Большого балета Алексей Ратманский. В Москву он привез одну из последних своих работ - "Семь сонат" на фортепианную музыку Доменико Скарлатти. Арт-директор АВТ Кевин Маккензи включил их в программу, представляющую прошлое и настоящее старейшего балетного театра Америки.

За прошлое отвечали "Тема с вариациями" Джорджа Баланчина (1947) и "Fancy free" Джерома Роббинса (1944). "Тему..." можно считать изощренной местью мистера Би. Когда АВТ открылся, Баланчина туда не пригласили - спонсоры сочли, что русский эмигрант не способен отразить заокеанскую специфику. Семью годами позже хореограф не стал их разочаровывать и поставил оду Петербургу. Американцы получили финал Третьей сюиты Чайковского, увенчанный торжественным полонезом. Четкие, как линии парадов на Марсовом поле, перестроения кордебалета. И премьерскую пару, исполненную имперского величия. Нынешний АВТ придерживается умеренности и прагматизма. Костюмы выдержаны в приглушенно-пастельных тонах. Неброский задник декорирован тремя канделябрами. Джиллиан Мерфи в роли примы скромна, как фрейлина-дебютантка. Неоспоримо хорош лишь царственный Дэвид Холберг в главной мужской партии.

В отличие от "Темы...", "Fancy free" (в буквальном переводе "Не влюбленные") - типичная "американа". Так в 1930-1940-е называлось художественное направление, воспевающее американский образ жизни и американские ценности. Все это есть в "Fancy free". Сюжет политкорректен - морские пехотинцы не могут поделить портовых красоток, но в итоге расходятся с миром. Джаз от Лео Бернстайна упоителен. Сплав модерн-танца с лучшими достижениями нью-йоркских танцполов изобретателен и доходчив. Исполнительская манера легка и элегантна - так танцевал король Бродвея Фред Астер и так танцуют нынешние звезды "Fancy free" Марчелло Гомес и Герман Корнехо.

К подобному типу танца Алексей Ратманский тяготел еще в России. Оказавшись в США, он обрел и нужных исполнителей, и одобрение труппы. В "Семи сонатах" серия ансамблей, трио, дуэтов и соло складывается в красивую историю встреч и расставаний. Единственный недостаток тщательно сделанной композиции - чрезмерная плотность танцевального рисунка. Порой кажется, что цветистость инструментального барокко нуждается в более графичном дополнении.

Кульминацией вечера должна была стать мировая премьера балета "Тройка" на музыку виолончельных сюит Баха. Интерес вызывали и посвящение Мстиславу Ростроповичу, и сам факт эксклюзива, и личность его создателя. На счету Бенжамена Милльпье не только качественные постановки, в том числе и для Михаила Барышникова, но и голливудские успехи. Оскаровский номинант - "Черный лебедь" создавался под его присмотром, а звезда фильма Натали Портман ждет от хореографа ребенка. Возможно, в предвкушении отцовских забот Бенжамен расслабился. "Тройка", долженст-вующая повествовать о крепкой мужской дружбе и нешуточном соперничестве, сделана на скорую руку, изобилует повторами и отнюдь не романтическими длиннотами. Артистическое трио во главе с чудо-мальчиком Даниилом Симкиным старается и в некоторых акробатических па даже срывает аплодисменты. Но по большому счету внимать хочется только играющему у кулисы виолончелисту Александру Князеву...

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...