Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Три ключа к четырем загадкам

Торговля страхом всегда была выгодным делом. Дело еще более выгодное - торговать страхом, так сказать, политически.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Этим занимаются в России создатели экспертных докладов (к которым принадлежит и автор этих строк), на которые возникла этой весной настоящая мода.

Институт общественного проектирования (ИНОП) с его вневременными "Оппозициями нашего времени", Институт современного развития (ИНСОР) с традиционными стратагемами, одно краткое изложение которых заняло 100 страниц, Вячеслав Глазычев с соавторами, представившие свое видение российского федерализма в Центре социально-консервативной политики (ЦСКП), - все побывали тут. Заключительным аккордом стал доклад Центра стратегических разработок (ЦСР) "Политический кризис в России и возможные механизмы его развития", авторами которого стали директор по исследованиям ЦСР Сергей Белановский и глава ЦСР Михаил Дмитриев.

В отличие от не слишком конкретных докладов ИНОП и ИНСОР Белановский и Дмитриев предельно конкретны.

Ведущие аналитики ЦСР делают сразу несколько открытий, стилистически напоминающих разоблачения. Первое - "делегитимизация" власти. Поддержка президента и премьера стабильно падает. По данным опросов, проведенных самим ЦСР, за Владимира Путина готовы проголосовать на президентских выборах лишь 33% респондентов, а за Дмитрия Медведева - вообще только 22%. Второе - "заговор социологов". Ведущие социологические центры - ВЦИОМ, Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) и "Левада-Центр" (последний, заметим, традиционно относится к власти довольно критически) - Белановский и Дмитриев вполне определенно обвиняют в замалчивании и искажении мнения граждан, прежде всего по поводу правящего тандема. Третье - неадекватность правящей элиты (в частности, отсутствие у нее нормального "контента", то есть повестки дня), которую срочно необходимо заменить деятелями второго и последующих эшелонов. Иначе - дестабилизация по сценариям даже не конца 90-х, а конца 80-х годов.

Электоральный рейтинг президента и премьера определялся ЦСР при допущении, что в президентских выборах будут участвовать они оба; это, конечно, откровенно маловероятно. О корректности: ВЦИОМ и "Левада-Центр" проводят свои еженедельные опросы по выборке в 1600 респондентов, Фонд "Общественное мнение" - в 3000, и все они не забывают упомянуть о погрешности. ЦСР же провел два опроса (судя по описанию - даже не общероссийских), в которых участвовали лишь 600 человек. Для России этого явно маловато.

Но в одном авторы доклада, несомненно, правы. Политической системе необходима "перезагрузка доверия". Речь не об общем уровне доверия Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину: даже в условиях некоторой негативной коррекции рейтингов им, по последним данным ФОМа, полностью доверяют соответственно 49 и 56% респондентов; отчасти доверяют, отчасти нет - 29 и 24%. Этого более чем достаточно для легитимности - по любым ее, легитимности, критериям. Однако для власти действительно важно, опираясь на традиционную поддержку, усилить доверие в "критических" точках - прежде всего в Москве и у средних слоев.

Думаю, три ключа к решению проблемы уже почти найдены. Это мэр Собянин, первый вице-премьер Шувалов и одномандатники. Мэр Москвы, в отличие от своего предшественника, опирается не только на пенсионеров и бюджетников, но располагает и поддержкой достаточно широкой общественной коалиции, включающей и представителей средних слоев. Он вполне в состоянии консолидировать это доверие, а затем делегировать его "Единой России" - так, как это сделал в 1999-м по отношению к "Единству" Владимир Путин. А первый вице-премьер, на мой взгляд, может стать реальным лидером "Правого дела" и удовлетворить наконец давний общественный запрос на нормальную либеральную партию. В случае более или менее удачного участия в парламентской кампании "Правое дело" вытеснит из политического процесса либеральных маргиналов и сможет влиять на правительственную политику как ответственная политическая сила (если Шувалов останется в правительстве, вполне можно будет говорить даже о его условно коалиционном характере). Обсуждаемое возвращение выборов в одномандатных округах - возможный шаг к усилению "низовой легитимности" власти.

Но главное - власти нет причин бояться. Тем более - бояться возвращения в конец 80-х. Ведь есть агрессия оппозиции, но агрессии улицы нет. Люди всего лишь ждут ясной, последовательной и предсказуемой политики. Ждут перемен, но не потрясений. Это самый главный общественный запрос. На него обязательно надо ответить.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...