Водные процедуры

Спор за Баренцево море разгорелся в 1970-х, когда международное законодательство дало возможность устанавливать 200-мильную границу от территориальных вод. Россия предложила свой вариант раздела морского пространства, а Норвегия - свой. В итоге в Баренцевом море образовалась спорная акватория ("серая зона") площадью около 175 тысяч квадратных километров, на которую претендовали оба государства. Попытки каждой из сторон заставить соседа пойти на компромисс ни к чему не приводили. Спорная территория оказалась слишком лакомым куском.
Именно в "серой зоне" расположен один из самых перспективных участков шельфа - Свод Федынского. Его потенциал, по некоторым оценкам, сопоставим и даже превышает запасы Штокмановского месторождения, разработкой которого сейчас занимаются российский "Газпром", норвежская Statoil и французская Total. Естественно, ни Москва, ни Осло не хотели уступать друг другу ни пяди "золотого" шельфа.
Дело сдвинулось с мертвой точки во время визита Дмитрия Медведева в Норвегию в апреле прошлого года. По результатам переговоров договорились разделить спорную акваторию на две приблизительно равные части. В сентябре в Мурманске в присутствии Дмитрия Медведева и премьер-министра Норвегии Йенсена Столтенберга главы дипломатических ведомств двух стран поставили свои подписи под договором о разграничении морских пространств, сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Норвежский парламент единогласно ратифицировал его еще 8 февраля. Российские депутаты, несмотря на просьбу главы государства не затягивать, рассмотрят документ только 25 марта. И это не случайно.
Официально договор о разделе морских пространств в Арктике расценивается как крупный дипломатический успех. Во-первых, чем меньше у соседей поводов для споров, тем лучше. Во-вторых, соглашение отменяет мораторий на разработку спорных нефтегазовых месторождений на шельфе.
"В плане совместной разработки нефтегазовых месторождений - договор перспективный. Но даже к разведке запасов углеводородов арктического шельфа Россия в ближайшие годы вряд ли приступит, - считает Дмитрий Александров из компании "Универ Капитал". - Это могут делать только "Роснефть" и "Газпром". Но у них сейчас другие задачи. С договором можно было и не торопиться".
Но в новом соглашении нет отсылки к договору о Шпицбергене. Это главная уступка, на которую, по мнению экспертов, пошла Москва. Согласно этому документу, подписанному еще в 1920 году, суверенитет над островом Шпицберген отдается Норвегии, но с оговоркой, что все стороны - участницы договора, в том числе и Россия, имеют равные права на экономическую деятельность (вылов рыбы) в этих водах. Но в 1977 году Норвегия в одностороннем порядке ввела в 200-мильной акватории вокруг Шпицбергена так называемую рыбоохранную зону.
"В новом соглашении мы должны были прописать, что не признаем таких действий и являемся приверженцами договора о Шпицбергене, - считает Вячеслав Зиланов, председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства России. - Но этого сделано не было. В результате соглашение в завуалированной форме позволяет Норвегии устанавливать свои правила лова в акватории Шпицбергена и даже при желании не пускать туда российских рыбаков. Вряд ли она этим не воспользуется, ведь в вопросах рыболовства мы конкуренты".
Вообще, по словам Зиланова, договор слабо прописывает интересы отечественных рыбопромышленников Северного и Западного бассейнов, хотя они ежегодно дают около 300 тысяч тонн рыбы. "По требованию рыбаков в Росрыболовстве еще в апреле прошлого года была создана рабочая группа под председательством Андрея Крайнего, - говорит Зиланов. - Она подготовила поправки в договор, учитывающие интересы рыбаков. Документ передали в российский МИД. Однако наши предложения так и не были приняты во внимание".