Партии - сенату
Предлагается несколько изменить порядок выдвижения кандидатур сенаторов от региональных органов законодательной власти. Сейчас их выдвигают спикеры парламентов. Представить свою кандидатуру также вправе депутатская группа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов. Законодатели считают, что кандидатуры сенаторов должны предлагаться парламентскими фракциями. То есть, к примеру, если в парламенте есть три фракции, то каждая должна иметь право выдвинуть своего кандидата.
С одной стороны, конечно, идея правильная. Законодательство должно учитывать существующую и регулярно воспроизводимую по итогам выборов фракционную структуру парламентов. И соответственно предусматривать субъектность фракций. Другое дело, что данное конкретное предложение в случае его реализации ничего кардинально не поменяет. Сейчас все парламенты так или иначе контролирует "Единая Россия". Поэтому именно ее представителей выдвигают и избирают сенаторами. Миноритарным фракциям в большинстве случаев по определению не под силу провести своих кандидатов. Тогда какой практический смысл наделять их правом выдвижения?
Нет, можно, разумеется, сказать, что эта норма "на вырост". Мол, рано или поздно "Единая Россия" начнет утрачивать свое доминирующее положение и для нынешних миноритариев откроется "окно возможностей". Но на самом деле разумнее внедрить компромиссный подход и предусмотреть выдвижение кандидатур фракциями, численность которых составляет не менее одной трети (а лучше - не менее половины или двух пятых) от общего числа депутатов.
Кроме прочего ленинградская инициатива заставляет задуматься о дальнейших реформах СФ.
Я уже много раз высказывался о том, что главы (органы исполнительной власти) регионов не должны назначать половину состава палаты. Она должна включать спикеров региональных парламентов, получающих мандаты автоматически, и представителей, избранных парламентами. Но чтобы реализовать такой подход, потребуется конституционная реформа - в статье 95 четко записано, что в Совет федерации входят представители от законодательных и исполнительных органов власти регионов. Ради отдельно взятой палаты Федерального собрания Конституцию править не станут.
Без внесения изменений в Конституцию не возможен и предлагаемый многими переход к избранию палаты населением. Никакие прямые выборы в статью 95 не вписываются. Кто бы что не говорил. Что тогда остается? Выскажу только два предложения.
Во-первых, мы все время говорим о необходимости усиления связи сенаторов и регионов, которые они представляют. С начала года действуют нормы, согласно которым избирать или назначать членов Совета федерации можно лишь из числа региональных и муниципальных депутатов. После избрания или назначения сенаторы обязаны сдать прежние мандаты. В действительности было бы правильнее разрешить им совмещать статусы федеральных парламентариев и региональных/местных депутатов (такое совмещение уже практиковалось в 1995-2001 гг., когда в Совет федерации входили спикеры, оно конституционно). Постоянная вовлеченность в дела того или иного парламента или местного совета, несомненно, поспособствует тому самому усилению связи с регионами.
Во-вторых, нужно покончить с "беспартийностью" Совета федерации. Сейчас в нем нет фракций, их создание вообще запрещено регламентом, дескать, "палата регионов" не может позволить себе партийное разделение. Это совершенно неправильный подход. Региональное представительство нельзя противопоставлять партийному, особенно теперь, когда наша политическая система "партизируется" на всех уровнях. К тому же на практике большинство сенаторов состоят в тех или иных партиях (120 - в "Единой России", 15 - в "Справедливой России" и т.д.). Они должны иметь возможность полноценно реализовывать "партийность". И партиям нужно получить возможность легально и официально консолидировать ресурсы своих сенаторов.