Российские вузы попали на "минное поле"
До вчерашнего вечера бомбу искали в здании Арбитражного суда в Москве. Не нашли. В Барнауле "заминировали" Государственный политехнический университет. Информация об угрозе взрыва поступила на электронную почту вуза. Сотрудники университета обратились в милицию. Немедленно к учебному заведению были отправлены все службы, которые должны реагировать в подобных случаях. Студенты и сотрудники эвакуированы, а бомба не найдена.
"Электронные теракты", проведенные по одному и тому же сценарию, коснулись учебных заведений и в других российских городах. А началось все днем ранее. 9 марта сообщения о минировании поступили в Московский государственный университет, университеты в Челябинске, Ставрополе, Красноярске, Владимире, Калининграде, Рязани, Брянске, Элисте, Якутске, Сыктывкаре, Новосибирске, Омске и Горно-Алтайске. В Барнауле минировали тот же Алтайский госуниверситет. Авторов (или автора) электронных сообщений вычисляют правоохранительные органы.
Тем временем в Петербурге сыщики отпраздновали крупную победу над телефонным террористом, оказавшимся своеобразным рекордсменом. Он почти год "минировал" самые людные места в городе.
Так, спектакль 18 февраля 2010 года в Михайловском театре в Петербурге зрители запомнят надолго. Премьера оперы "Иудейка" открывала Год Франции в России. Дипломаты и чиновники обеих столиц звенели бокалами в театральном буфете, когда в кабинете администратора зазвонил телефон. Неизвестный сообщил: перед спектаклем прогремит взрыв. Конечно, оперы в тот вечер в Михайловском уже не было.
Это была первая "шутка" будущего чемпиона по "телефонному терроризму" - 25-летнего уроженца Казахстана Виктора Башкирова.
Через две недели Башкиров позвонил уже дважды с интервалом в 3 минуты. Сначала "заминировал" Финляндский вокзал, откуда пришлось выводить 200 человек, а сам вокзал был парализован на 2 часа. В это же время в центре Питера эвакуировали покупателей из крупного торгового комплекса.
Через неделю точно так же Башкиров остановил метро в центре: "заминировал" станции "Гостиный двор" и "Сенную площадь". Ему очень нравилось повторяться, поэтому не прошло и двух недель - и он "заминировал" тот же торговый комплекс, что уже переживал эвакуацию. Потом террорист будет регулярно "посылать" туда взрывотехников. Вокзалы и станции метро в Питере из-за него переставали работать по два-три раза в месяц, как правило, сразу по нескольку, "кустами".
Но его "звездный час" настал во время Петербургского экономического форума: 19 июня, когда в городе действовали усиленные меры безопасности, он, по версии следствия, "заминировал" атомную электростанцию в Сосновом Бору, 4 станции метро, 4 вокзала и торговый комплекс.
- Ему было интересно посмотреть: какая начинается паника, как эвакуируют людей, через сколько времени на месте появляется милиция, - рассказал "Известиям" Анатолий Штомпель, начальник пресс-службы криминальной милиции.
Башкиров звонил с уличных таксофонов. Картами, которые можно отследить, не пользовался, только жетонами. Когда его все-таки поймали, он заявил, что просто очень сильно не любит милицию, что она обижала его еще в Казахстане,
Минимальное наказание, которое грозит Башкирову, - штраф от 200 МРОТ (в Питере это порядка полутора миллионов рублей). Максимальное - три года колонии.