Петербуржцы смотрят Прадо


У дверей Николаевского зала Эрмитажа царило настоящее столпотворение. "Мы с женой в Питере всего один день, - поделился с "Известиями" мужчина. - Когда узнали о Прадо, решили всем остальным пожертвовать".
Нетерпение посетителей понятно: никогда прежде испанцы не вывозили за пределы страны такое масштабное живописное собрание. Разве что в 1939-м, во время гражданской войны, когда шедевры Прадо экспонировались, а по сути, спасались в Швейцарии. И вот в Петербурге, на другом, как выразился директор Прадо Мигель Сугаса, конце Европы, - Рубенс, Рафаэль, Пуссен, Гойя, Тинторетто, Тициан, Веласкес, Рибера, Сурбаран, Мурильо, Веронезе, ван Дейк...
"Наши коллеги из Испании были щедры, - заметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, открывая экспозицию. - Эта выставка - "слепок" с Прадо.
Вошедшие действительно увидели потрясающий "слепок". Кто-то застыл перед "Святым семейством" Рафаэля. Кто-то разглядывал парадные королевские портреты - знаменитые габсбургские носы на полотнах Веласкеса. Кого-то заворожили тициановская "Венера с Амуром" или "Персей, освобождающий Андромеду" Рубенса. Многие воспринимали королевских особ и библейских героев как добрых знакомых. "У Марии Медичи щитовидка не в порядке, посмотри на шею", - обеспокоенно говорит спутнице пожилой господин, стоя перед портретом кисти Рубенса. "Ой, коленочки-то у нее все в ямочках", - всплескивает руками женщина, разглядывая "Венеру" Тициана. "Ну и народу собралось, прям как здесь!" - удивляется юноша перед "Подъемом шара Монгольфера в Аранхуэсе" кисти Карнисеро.
Портрет русского посла Петра Ивановича Потемкина, написанный в 1681 году Хуаном Карреньо де Мирандой, посетители искали целенаправленно. Его Михаил Пиотровский привел в подтверждение давних и прочных связей России и Испании. Видно, что на художника угрюмый человек в богатой шубе и огромной меховой шапке произвел сильное впечатление. Есть в Николаевском зале Эрмитажа и еще одна "русская" картина: Гойя изобразил генерала Хосе де Уррутию с орденом Святого Георгия, который за участие в Крымской кампании пожаловала военачальнику Екатерина Великая.
Эрмитаж отправил в Прадо 170 своих шедевров. Среди них есть работы художников, приехавших к нам из Мадрида. "Мы старались сделать перекличку: в ответ на Тициана из Прадо мы отправляем своего Тициана - "Святого Себастьяна", - прокомментировал это решение Михаил Пиотровский.