Все время на передовой

Известия: Александр Борисович, Российские Вооруженные силы переживают не лучшие времена. Трудно предположить, что военная медицина в такой ситуации будет на подъеме. Или у страха глаза велики и дела у армейских медиков не так уж плохи?
Александр Белевитин: Пасовать перед трудностями, бить на жалость у военных врачей не принято, да и нет оснований для подобных эмоций. Конечно, ситуация непростая: в армии и на флоте идет процесс реформирования. А любые перемены, даже когда они происходят во благо, порождают массу организационных проблем и системных противоречий - предусмотреть все невозможно. Служба офицеров войскового звена медицинской службы проходит в сложных условиях, а это значит, что нужно не жаловаться на трудности, а принимать меры, четко осознавая, что в сложившейся ситуации заметно возрастают требования к профессиональному уровню военных врачей. Но только знаний, умений и навыков здесь недостаточно, важны желание и готовность трудиться на порученном участке работы с полной, я бы даже сказал, абсолютной самоотдачей.
И: Согласна, человеческий фактор никто не отменял. Но для эффективной работы врачу нужны разнообразные лекарства, серьезное техническое оснащение. Как с этим обстоят дела в Российской армии?
Белевитин: Не буду говорить, что мы достигли идеальных результатов - в реальном мире живем. Но нужно отметить, что в 2010 году Министерством обороны был решен целый ряд задач по охране здоровья военнослужащих Вооруженных сил России: проведены мероприятия по улучшению условий службы и быта, налажены регулярные занятия физической подготовкой и спортом, а также санитарно-противоэпидемические и лечебно-профилактические мероприятия. В частности, был реализован весь запланированный комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, снижению их заболеваемости. И в первую очередь эти меры касались профилактики острых респираторных инфекций и пневмоний в округах, традиционно неблагополучных по санитарно-эпидемиологической обстановке - это Центральный и Восточный. Все случаи группового заболевания военнослужащих детально исследовались и находились под пристальным контролем министра обороны и начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. Проведенные мероприятия привели к положительным результатам: к примеру, в Кяхте заболеваемость острыми респираторными инфекциями и пневмонией снизилась на 22%, в Улан-Удэ на 31%, в Новосибирске - на 11%.
Одновременно был разработан проект приказа министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Руководства по диспансеризации военнослужащих в Вооруженных силах Российской Федерации", направленный на дальнейшее совершенствование медицинской помощи в гарнизонах. На данный момент он согласован в органах военного управления и проходит правовую экспертизу.
Еще один важный процесс - оптимизация коечного фонда медицинских учреждений Минобороны России и их оснащение современным высокотехнологичным оборудованием. В 2010 году проведено укрупнение военно-медицинских учреждений за счет присоединения всех базовых и гарнизонных военных госпиталей, поликлиник, стоматологических поликлиник, штатных военно-врачебных комиссий в качестве филиалов или структурных подразделений к окружным (флотским) или центральным госпиталям. Таким образом, структура приобрела куда более логичный и стройный вид, повысились ее управляемость и эффективность. Так, увеличилась плановая коечная мощность, снизилось среднее время простоя койки, увеличился оборот койки. Это привело к повышению доступности и качества медицинской помощи. Прорабатывается вопрос и готовятся проекты новых современных госпиталей от 150 до 400 коек, оснащенных новейшим медицинским оборудованием, которые поднимут лечебно-диагностическую работу в зоне своей ответственности на новый качественный уровень. Кроме того, Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации, по предложению Министерства обороны, подписал распоряжение о строительстве многофункционального медицинского центра Военно-медицинской академии. Это позволит оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь военнослужащим и другим гражданам, имеющим право на оказание медицинской помощи в лечебных учреждениях Министерства обороны.
В состав окружных, флотских военно-медицинских учреждений введены медицинские отряды специального назначения, что позволяет специалистам указанных медицинских отрядов постоянно совершенствовать свои практические навыки и теоретические знания на базе ведущих многопрофильных военно-медицинских учреждений Минобороны России и оказывать методическую и практическую помощь медицинской службе войскового звена.
И: А как решается кадровый вопрос, соответствует ли уровень подготовки военных медиков требованиям сегодняшнего дня?
Белевитин: Особо хочу отметить: от уровня профессиональной подготовленности офицера, военно-медицинского специалиста в том числе, во многом зависит степень боевой и мобилизационной готовности подразделения, воинской части и Вооруженных сил в целом.
Система подготовки военных врачей в Военно-медицинской академии по праву считается оптимальной моделью военно-медицинского образования в Вооруженных силах страны. Обучение военно-медицинского специалиста начинается на одном из факультетов первичной подготовки врачей - для Ракетных и Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск, Военно-воздушных сил, Военно-Морского Флота по специально разработанным программам, имеющим свои специфику и уникальность. Это очень трудоемкий и многолетний процесс: 6 лет обучения на факультетах подготовки врачей с получением диплома, затем еще один год в интернатуре с получением первичной специализации (хирургия, терапия, анестезиология и др.).
В академии с 1847 года сложилась и непрерывно совершенствуется уникальная система последипломного образования, не имеющая аналогов не только в нашей стране, но и за рубежом. В настоящее время на факультете подготовки врачей (послевузовского и дополнительного образования) ВМА каждый военный врач должен раз в 3 года проходить курс усовершенствования, ежегодно здесь обучаются 5,5 тыс. офицеров и гражданских специалистов медицинской службы ВС РФ. Проводится профессиональная переподготовка увольняемых офицеров, с целью их адаптации на рынке труда, в условиях гражданского здравоохранения.
Подготовка высококвалифицированных специалистов для лечебно-профилактической работы проводится в ординатуре. С 1943 года в академии существует факультет руководящего медицинского состава, где в наши дни по учебным планам и современным инновационным программам проводится последипломная подготовка высококлассных специалистов по всем медицинским специальностям. В стенах факультета сформирована общепризнанная школа воспитания офицеров-руководителей, организаторов медицинского обеспечения войск, лечебно-диагностического и профилактического процессов, специалистов в области управления.
Плоха та армия, которая не помнит ветеранов
И: Увы, но даже лучшие врачи не всесильны: наступает старость, дают о себе знать полученные во время службы заболевания и ранения. Заботится ли военная медицина о тех, кто уже уволился из армии - инвалидах и ветеранах?
Белевитин: Забота о ветеранах и инвалидах - наш гражданский и профессиональный долг. Плоха та армия, которая не помнит своих бойцов. В 2010 году был принят целый ряд мер по медицинскому, в том числе лекарственному обеспечению инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий и военной службы. Они включают внеочередное оказание бесплатной медицинской помощи инвалидам и ветеранам войн по госпрограммам. Программы предусматривают гарантированное обеспечение инвалидов и ветеранов войн лекарственными средствами (по результатам диспансеризации) и изделиями медицинского назначения, а также изготовление и ремонт зубных протезов. Предполагается плановое динамическое наблюдение на дому за ветеранами, которые по состоянию здоровья не могут посещать поликлинические учреждения. Предусмотрена даже адресная доставка таким больным лекарственных средств. С рядом субъектов федерации прорабатываются договорные отношения о лекарственном и зубопротезном обеспечении ветеранов военной службы в муниципальных лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждениях, где отсутствуют лечебные учреждения МО РФ.
В рамках стратегии социального развития Вооруженных сил РФ и выполнения программы "Совершенствование медицинского обеспечения ВС РФ" создана система регистрации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, нуждающихся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Опыт ее использования в Ленинградском и Московском военных округах, а теперь в Западном военном округе, Военно-медицинской академией им. С.М. Кирова показал высокую эффективность подобной схемы. Так, в 2010 году в военно-медицинских учреждениях выполнено около 4800 коронароангиографий, 1900 операций аортокоронарного шунтирования, около 2900 чрескожных коронарных вмешательств, что на 21% превышает аналогичные показатели прошлого года и позволяет удовлетворить потребность всех ветеранов в высокотехнологичной медицинской помощи.
Положительный опыт использования данной системы планируется распространить на пациентов с онкологическими заболеваниями, нейрохирургической патологией, болезнями опорно-двигательного аппарата.
И: В обыденной жизни мы часто забываем, что ветераны - это не только дедушки и бабушки, прошедшие Великую Отечественную войну, но и вполне молодые люди, принимавшие участие в современных вооруженных конфликтах. Существуют ли целевые программы, направленные на оказание помощи именно этой категории пациентов?
Белевитин: Да, конечно. Специальная подпрограмма, направленная на социальную поддержку и реабилитацию военнослужащих, пострадавших во время боевых действий, в последнее время осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы". В ходе ее реализации было закуплено современное медицинское оборудование на сумму около 10 млн рублей для оснащения отделений восстановительного лечения, созданных на базе 1602-го Окружного военного клинического госпиталя в Ростове-на-Дону, 301-го Окружного военного клинического госпиталя в Хабаровске и 1469 Военно-морского клинического госпиталя в Североморске. Только в 2010 году в этих отделениях прошли реабилитационное лечение около 600 человек, а также 245 человек, имеющих право на медицинскую помощь в военно-лечебных учреждениях Минобороны России в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Не вправе стоять на месте
И: В современном обществе очень остро стоит проблема алкоголизма и наркомании, а военным медикам приходится ее как-то решать? Или подобные вещи вне компетенции армейской медицины?
Белевитин: Увы, эта проблема нам знакома. Более того, уже несколько лет в Вооруженных силах ведется активная работа по организации раннего выявления среди военнослужащих и граждан, призываемых на военную службу, лиц, употребляющих наркотические средства и психоактивные вещества. Разработана и начала действовать федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия употреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы". Подготовлены и направлены в Главное управление по работе с личным составом Вооруженных сил РФ предложения о внесении изменений в законодательную базу в целях тестирования военнослужащих для определения факта употребления наркотических средств и психоактивных веществ, в том числе в Федеральный закон от 28 марта 2010 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Разработаны Методические указания по выявлению военнослужащих из числа специальных контингентов (летного состава, плавсостава и др.), употребляющих наркотические средства и психоактивные вещества. Если же выйти за рамки данной проблемы, то среди достижений 2010 года мне бы хотелось отметить такое крупное и знаменательное для всех военных медиков событие, как проведение в нашей стране I Европейского конгресса по военной медицине. В работе Конгресса приняли участие делегаты медицинских служб вооруженных сил европейских стран, государств - участников Содружества Независимых Государств, медицинского командования НАТО и стран-наблюдателей: Китая, Вьетнама и США. В результате работы Конгресса создан Европейский подкомитет Международного комитета военной медицины, в новом 2011 году его возглавил представитель Российской Федерации.
И: Какие задачи ставят перед собой военные медики в 2011 году?
Белевитин: Сегодня на повестке дня целый ряд задач и проблем, которые необходимо решить на пути дальнейшего совершенствования системы лечебно-профилактического обеспечения Вооруженных сил РФ. В их числе: обеспечение гарантированного уровня оказания медицинской помощи всем контингентам Минобороны России по территориальному принципу. Развитие войсковой медицины, предполагающее приоритет профилактической работы и диспансеризации военнослужащих. Среди наших первоочередных задач - совершенствование всего комплекса профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих как в мирное, так и в военное время. Также дооснащение подразделений медицинской службы современной медицинской техникой, внедрение новых технологий обследования и лечения больных, расширение объемов и внедрение новых видов высокотехнологичной помощи, распределение оказания этой помощи по центральным и окружным военным клиническим госпиталям с учетом их дислокации и имеющейся материально-технической базы. Речь идет о таких серьезных и долговременных проектах, как, например, строительство в ряде городов новых военных госпиталей, завершение строительства корпуса на 225 коек в 1602-м Окружном военном клиническом госпитале в Ростове-на-Дону; окончание строительных и отделочных работ в новых лечебных корпусах Главного военного госпиталя им. Н.Н. Бурденко и 3-го Центрального военного клинического госпиталя им. А.А. Вишневского. В общем, почивать на лаврах не получится, военная медицина не вправе стоять на месте, как говорится, ни шагу назад, только вперед.