День всех влюбленных древнее Папы Римского
Есть несколько версий происхождения праздника святого Валентина. Согласно наиболее распространенной - в этот день римскому священнику Валентину отрубили голову по приказу императора Клавдия Готского. Провинился Валентин тем, что сочетал влюбленных браком, что император строго-настрого запретил делать, поскольку ему нужно было мобилизовывать народ на трудную войну. Так святой Валентин сделался покровителем влюбленных.
Однако в самом первом списке святых, составленном в IV веке, мученик Валентин, казненный 14 февраля, отсутствует. Запись о нем появляется лишь в V веке при Папе Геласии I. А в нынешнем списке мучеников римско-католической церкви на этот день приходится память сразу двух Валентинов - римского священника и епископа города Интерамна, ныне Тернии, расположенного в 60 км от Рима. И в Святцах Русской православной церкви наличествуют оба Валентина.
Если верить Плутарху
Следующая версия возникнет, если присмотреться к самой дате 14 февраля. У римлян середина месяца называлась идами, и на них часто выпадали праздники. В частности, февральские иды, если верить Плутарху, знамениты луперкалиями - празднествами в честь Фавна - покровителя стад, которого иногда именовали Луперком, либо в честь Юноны - покровительницы плодородия.
В плутарховом описании праздника встречаются и голые юноши, бегающие по городу, одаривая матрон ударами бича (считалось, что он приносит счастье и плодовитость), и сами голые матроны. Девушки, бросающие в кувшин записки со своими именами, - кто вытащит записку, тому девица и достанется на ближайший год. Валентинки - не записки для эротической жеребьевки, но сходство заметить можно. Совпадение даты казни Валентина с луперкалиями может оказаться не случайным. Известно строгое отношение Церкви к браку. Не исключено, что римский священник в ходе фавнического празднества ходил между голыми толпами и проповедовал целомудрие, мешая людям отдыхать в соответствии с культурной традицией. Власти должны были принять соответствующие меры. Верный аскетичной христианской традиции Валентин действительно оказывается покровителем брака, жестким оппонентом Луперку - покровителю свободной любви. И его фактически принесли этому Луперку в жертву.
Примерно на таких соображениях основывается еще одна версия происхождения праздника, предложенная Альбаном Батлером - английским историком XVIII века. Он издал многотомный труд о Житиях более полутора тысяч святых. Батлер считает, что День святого Валентина был специально введен Церковью, для того чтобы обратить людей к целомудрию и отвратить их от празднования луперкалий. Но луперкалии, если верить энциклопедиям, сохраняли свою популярность еще много десятилетий, если не веков, после установления христианства в Римской империи. Вот Папа Геласий в V веке и отменил луперкалии, а в список мучеников за этот день внес святого Валентина - покровителя брака.
Выдумка Чосера
Но такое политическое объяснение было отвергнуто в 1982 году Джеком Орухом, профессором из Университета Техаса. Он предложил новую версию: традиция отмечать День святого Валентина как праздник романтической любви возникла в Англии в XIV веке, и Папа Геласий никоим образом не мог в ней поучаствовать. Имя ее основоположника - Джеффри Чосер. Знаменитый поэт, писатель, гуманист, создатель литературного английского языка. Именно он вместе со своими последователями создал цикл поэм, где святой Валентин выступает покровителем влюбленных (в том числе и птиц). А до Чосера никаких упоминаний о том, что святой Валентин как-то связан с любовью, в литературе не встречается. Впоследствии чосеровский образец послужил основой для всей так называемой валентиновской поэзии и для атрибутики праздника. Джон Говер, сэр Джон Кланвоу, савойский поэт-солдат Отон де Грандсон - далеко не полный список поэтов этого направления, обеспечивших огромную популярность Дню святого Валентина в Англии и Франции периода Возрождения. Отсюда идет традиция писать в этот день специальные стихи возлюбленной.
Тут уместно выдвинуть очередную версию, суть которой в том, что это не христианская церковь в очередной раз использовала языческий праздник для своих целей, а наоборот. Вспомним, что время Чосера - начало Возрождения. Возникает сильный интерес к античному наследию. Не исключено, что кому-то захотелось возродить и древний фавнический праздник. Однако открыто поклонятся Фавну нельзя. А вот сделать это скрытно, под видом поклонения христианскому святому - можно. Надо лишь провозгласить, что этот святой совсем не суровый обличитель греха, а покровитель влюбленных и внешние формальности будут соблюдены.