Экспресс-безопасность

Наутро в пятницу на Киевском и других вокзалах столицы начали в срочном порядке монтировать рамки. По словам менеджеров РЖД, процесс пошел и в Санкт-Петербурге.
- В течение двух-трех дней все вокзалы Москвы и Санкт-Петербурга будут оборудованы шестьюдесятью рамками-металлоискателями. До конца марта металлодетекторами планируется оборудовать все вокзалы России, - объявил замначальника дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД" Владимир Еремин журналистам, приглашенным на Белорусский вокзал.
Рабочие ставят рамки на всех входах и выходах, через которые можно попасть на перрон. Как работает система в отсутствие начальства, "Известия" посмотрели на следующий день.
Казанский - ни одной собаки
Казанский вокзал в Москве - один из самых загруженных. Сюда приезжают поезда с юга России, в том числе и с Северного Кавказа. Сразу за массивными дверями во второй подъезд высится рамка металлоискателя. Три милиционера выборочно проводят через нее граждан, в среднем - одного из пятнадцати. Больше не получается - дверей много, входящих - десятки, а рамка одна. Корреспондент "Известий", умышленно небритый и с огромным рюкзаком на спине, проникает в здание вокзала без проблем.
Сбоку от входа несколько рабочих деловито собирают такие же металлоискатели. За час у стены выстраивается около пятнадцати новеньких рамок. По словам милиционеров, в самое ближайшее время их расставят по всем ключевым местам вокзала, подключат электропитание и наладят дежурство. Пока же сотрудники правоохранительных органов, вооруженные портативными металлоискателями, патрулируют здание на своих двоих.
Милиции много, не меньше тридцати-сорока человек. То и дело проверяют документы у граждан. Порядка десяти сотрудников дефилируют по большому залу ожидания, остальные дежурят на перронах и у касс. Небольшой кордон появился и у широкого выхода на Новорязанскую улицу - три милиционера с металлоискателями. Но на перроны толпа пассажиров проходит не снижая темпа. Трое служителей порядка - не помеха. И билеты при выходе на перроны проверяют не у всех, а выборочно.
Милиционерам даже кажется, что их здесь слишком много.
- Когда все рамки поставят, суеты станет поменьше, - объясняет один из правоохранителей. - Пока же несем дежурство большими силами. Причину, думаю, вы прекрасно понимаете - новости ведь смотрите...
Безопасность обеспечивается и системами видеонаблюдения. Во всех крупных залах под потолком видны сферы панорамных видеокамер, способных снимать все происходящее в помещении с охватом в 360 градусов. А вот лучших детекторов взрывчатки - специально обученных служебных собак - на Казанском вокзале нет.
Ленинградская лазейка
Через площадь, на Ленинградском вокзале, ситуация спокойнее. Никаких металлоискателей на входе, никаких многочисленных патрулей. Три милиционера на входе, еще шестеро в зале ожидания, двое у перронов - всего 11 человек. У выхода на платформы рабочие монтируют три рамки металлоискателей. Проходящие мимо граждане смотрят на происходящее со скепсисом.
- Они что, нас за дураков держат? - морщится проходящий мимо пожилой мужчина. - Показуха. На перроны можно элементарно пройти, минуя эти рамки, через автостоянку.
По наводке опытного пассажира обхожу здание вокзала слева, через автостоянку. И беспрепятственно попадаю на перрон.
Руководство терминала, как выяснилось, знает об этом пути. В окошке дежурного по вокзалу корреспонденту сообщили, что там тоже планируется поставить рамки.
Под землей
Ярославский вокзал оказался лучше всех готовым к террористической угрозе. В субботу ранним вечером большая часть здания вообще была закрыта. На дверях табличка: "Здание закрыто на уборку, вход в кассовый зал - со стороны турникетов". Внутри кассового зала дежурит десяток милиционеров. На "закрытой на уборку" территории электрики спешно монтируют все те же рамки. Та же картина за турникетами, преграждающими выход на перроны.
Курский вокзал к инспекциям уже готов. По три рамки металлоискателей у каждого входа, на каждой дежурит по милиционеру. Проскочить незамеченным на вокзал и на перроны невозможно. Через рамки проходят все без исключения. У выхода на перроны дежурит кинолог со служебной овчаркой. Его коллеги проверяют билеты и пускают к поездам только пассажиров. Некоторым гражданам (особенно женского пола и с большим багажом) удается уговорить милицию пропустить до поезда провожающих - чемоданы донести. Женский голос по громкой связи регулярно призывает граждан сообщать правоохранителям об обнаруженных бесхозных сумках, во всех ключевых местах установлены видеокамеры.
Если безопасность непосредственно на вокзалах пытаются хоть как-то наладить, то ситуация с окружающей их инфраструктурой оставляет желать лучшего. Под Комсомольской площадью под землей проложены лабиринты переходов. В них движутся сотни людей. И ни одного милиционера, не говоря уж о металлоискателях.
Техническое несовершенство
По мнению ряда экспертов, способность техники защитить транспортные объекты от террористов - во многом миф. Традиционные рамки "чувствуют" только металл, которого в бомбе может не быть. Кроме того, они слишком часто реагируют на безобидные ключи или монеты, притупляя реакцию контролеров. А при обычной для вокзалов и метро плотности пассажиропотока они будут звенеть непрерывно.
Газоанализаторы, которые должны улавливать испарения взрывчатки, легко обмануть - достаточно обернуть опасную ношу пленкой. В службе досмотра аэропортов используются портативные газоанализаторы, они довольно эффективны. Но действуют на расстоянии 10-15 сантиметров и пригодны скорее для выборочного, чем для сплошного, досмотра. В аэропортах используются датчики взрывчатки, которыми в 2006 году в виде эксперимента планировалось оснастить станции метро. Они могут "унюхать" только жидкие взрывчатые вещества.
В сфере безопасности на транспорте широко используются маломощные рентгеновские установки - например, на пограничных пунктах и автодорогах они "просвечивают" автомобиль на предмет незаконных грузов. Проблема в том, что они могут определить лишь форму предмета, но не его содержимое. Стопроцентную защиту, настаивают специалисты по безопасности, техника дает лишь в сочетании с психологическими методами определения террористов и неусыпной бдительностью охраны.