В чем правда, сестра?
Вопреки ожиданиям, улицы не очистились от манифестантов после того, как на встрече с лидерами оппозиции в воскресенье вице-президент Омар Сулейман посулил выполнение всех данных Мубараком обещаний. Прежде всего: его уход в сентябре, проведение демократических выборов, внесение изменений в Конституцию (для этого создана специальная комиссия), прекращение режима чрезвычайного положения, в котором страна пребывает уже 30 лет. Вчера перспективу выхода из кризиса обсуждал на своем первом заседании новый кабинет министров - первая уступка Мубарака под давлением улицы.
После воскресного затишья, когда на площади Тахрир в центре Каира даже играли свадьбу и казалось, что страна возвращается к нормальной жизни, протесты вспыхнули с новой силой. Причина тому, скорее всего, - скепсис со стороны лидеров оппозиции. Они сомневаются, что власти выполнят договоренности. Особенно недовольны итогами встречи "Братья-мусульмане". Они не получили гарантий своей легализации.
Кроме того, по словам лидера движения Абдель-Монейма Абуль-Фотуха, если бы власти были настроены на проведение реформ, то первым делом распустили бы парламент. Настораживает оппозицию и пристальное внимание США к вопросу передачи власти в Египте. Среди противников Мубарака есть мнение, что Вашингтон будет продвигать кандидатуру бывшего главы разведки генерала Омара Сулеймана, который продолжит политику партии без ущерба интересам Америки.
Поэтому оппозиция и не торопится успокаивать своих сторонников, продолжающих требовать немедленной отставки Мубарака. Торг явно продолжится до победного конца. Вчера состоялся очередной раунд переговоров Сулеймана с лидерами оппозиции. А пока идет торг, страна будет балансировать на краю пропасти. Революция, по подсчетам экономистов, уже обошлась Египту в три миллиарда долларов.
Опытный стратег Мубарак показал, что готов идти на все возможные уступки. На случай дальнейшего отступления у него есть предложение Германии: в Берлине готовы принять 82-летнего египетского лидера, ведь ему так необходимо квалифицированное лечение.
* * *
У верблюдов свои планы
Уход Хосни Мубарака в сентябре выгоден всем. Но больше всего - "Братьям-мусульманам". Станет ли светская страна исламской? Почему не будет эффекта домино в странах Магриба и Ближнего Востока? Об этом Ксении Фокиной рассказал главный научный сотрудник ИМЭМО Георгий Мирский.
известия: Мубарак уйдет в сентябре. Что это меняет?
георгий мирский: Политикам от оппозиции выгодно, что Мубарак уйдет не сейчас. За это время можно подготовиться, выдвинуть кандидатов, создать партии в противовес "Братьям-мусульманам". Это самая организованная и дисциплинированная сила. Приход мусульман к власти не выгоден никому из серьезных сил в Египте. Как говорят арабы, у погонщиков верблюдов свои планы, а у верблюдов - свои.
и: Мы теряем светское государство Египет?
мирский: "Братья-мусульмане" не могут самостоятельно сформировать правительство. Они способны постепенно вести борьбу за исламизацию страны, хотя это не самая экстремистская организация. Это не талибы и даже не ХАМАС. Хотя ХАМАС - это филиал "Братьев-мусульман".
Сейчас "братья" только выходят из подполья, у них нет пока явных харизматичных лидеров. Но когда они наберут силу и почувствуют себя увереннее, внутри может начаться борьба, в результате которой, не исключено, возобладают крайние элементы.
Светские силы в Египте - эти бестолковые интеллигенты, которые друг друга терпеть не могут, - неизбежно начнут грызню между собой. Тем более что провести реформы и справиться с безработицей, бедственным положением 20% населения, которые живут на два доллара в день, им все равно так быстро не удастся. И тогда "братья" выступят со своим вечным лозунгом: ислам - решение проблем. Вот почему им выгодно сейчас находиться на заднем сиденье и ждать, пока их оппоненты из числа демократических сил между собой перессорятся, молодежь перебесится и уйдет, а нищета останется.
и: Мубарак может подготовить своего кандидата?
мирский: Его устраивала бы кандидатура вице-президента Омара Сулеймана. Выгоден он и США. Поэтому Вашингтон сразу занял позицию отречения от Мубарака. Сейчас он уйдет или в сентябре - его эпоха кончилась. А поддержать человека, который освистан как диктатор, они уже не могут.
и: Что будет в регионе?
мирский: Я не верю в эффект домино. В Йемене народ малограмотный. И несколько конфликтных ситуаций. Юг снова хочет отделиться от Севера, племенные войны, "Аль-Каида" набирает силу.
Казалось бы, первым в списке должен быть Алжир. Но в 1990-х годах там была война между армией и исламистами, в результате которой погибли стони тысяч людей. И алжирцы не хотят опрокидывать лодку, опасаясь кровопролития.
Ливия - богатая страна. Конечно, там тоже есть бедность и безработица. Но колоссальные доходы от нефти поддерживают население. Кроме того, Каддафи, который, кстати, уже 40 лет у власти, - это своего рода арабский Фидель Кастро.
В Марокко почитаемый король. В Иордании - тоже: Абдалла происходит из семьи Хашимитов, в которой более 1400 лет назад родился пророк Мохаммед.