Узбекистан на Неве
Петербуржцев смелое утверждение нового издания повеселило. Наиболее радикальных "аборигенов" разозлило. Зато благодаря броской фразе в заголовке новую газету в "узбекском городе" Питере заметили.
Диаспоры часто выпускают собственные СМИ, но кто о них знает? А тут - резонанс на всю страну. Хотя вообще-то под одиозным заголовком идет вполне безобидное интервью муниципального депутата о положении приезжих в городе, об их правах и бесправии, о проблемах с ассимиляцией. Обо всем этом газета и намерена информировать аудиторию.
Потенциальных читателей у "Петербурга Уз" - около 850 тысяч, считают ее издатели. Примерно одна шестая общей численности населения города и области. Президент узбекской диаспоры в Санкт-Петербурге Алиджан Хайдаров сказал "Известиям", что подсчет основан на информации о пересечении границ. В миграционной службе числятся всего 120 тысяч граждан Узбекистана. Все остальные, получается, нелегалы. Правоохранители именно их клянут за рост уличной преступности. Но в этом отнюдь не всегда виноваты сами приезжие.
- Они не знают российских законов и своих прав, - объясняет Алиджан Хайдаров. - Едут ведь не для того, чтобы совершать преступления, все хотят легализоваться. Но выясняется, насколько это непросто.
По словам Алиджана Хайдарова, легализация обходится "рабочему гостю" в 15-17 тысяч рублей. Причем только треть - официальные сборы и пошлины. Куда идет остальное - можно догадываться. Это неподъемные деньги для человека, который и уехал-то за тридевять земель от безденежья.
- И вот они устраиваются "по-черному", надеются, что заработают нужную сумму и легализуются, но не понимают, что через два месяца по закону это сделать будет невозможно, - продолжает Хайдаров.
Поджидает гастарбайтеров, по его словам, и другая беда: работодатели, пользуясь правовой безграмотностью и бесправием приезжих, выкидывают их на улицу, не заплатив ни копейки.
Так проблемы гостей и превращаются в проблемы хозяев: трудовой мигрант становится мигрантом "криминальным", когда идет добывать деньги на жизнь или на дорогу домой. Газета своей просветительской деятельностью рассчитывает такие случаи предотвращать.
Но вот беда: читать-то новое СМИ в "узбекском городе" Питере, похоже, некому. Практика показывает, что приезжие по-русски не читают, они и с родным-то языком не всегда в ладу. Некоторые заметки планируют печатать на двух языках, но и это может не сработать. Десять лет назад Узбекистан перешел с кириллицы на латиницу, что внесло путаницу.
Но издатели не унывают. Они планируют ввести в газете специальную рубрику, обучающую русскому языку.