Нет у Обамы лунной программы
Прежде всего создается твердое впечатление, что Обаме, скорее всего, не удастся представить себя в качестве лидера, который объединяет нацию. Сам Обама очень хотел бы быть таким же трансформационным президентом, какими были Рейган и Рузвельт, но, судя по итогам двух лет его президентства и по тем задачам, которые он ставит перед Соединенными Штатами, вряд ли ему удастся стать лидером, изменившим сущность американской политики и экономики. Центральные тезисы послания оказались не столь вдохновляющими для демократов и не столь убедительными для республиканцев.
Консервативные критики послания считают, что, с одной стороны, президент говорит о замораживании расходов, но с другой стороны, его предложение об инвестициях в образование, инфраструктуру, альтернативные источники энергии и конкурентоспособность американской экономики - это продолжение завуалированной линии на увеличение государственных расходов. При этом, по их мнению, президент не оставляет попытки в дальнейшем повысить налоги для богатых и сверхбогатых и увеличить налогообложение крупного бизнеса и особенно нефтяных компаний.
Эффектным, но не совсем оправданным для многих оказался призыв президента к объединению нации для ответа на нынешние внешние вызовы, как это было с запуском советского спутника, на что администрация Джона Кеннеди ответила "лунной программой". Космическая программа Советского Союза и перспективы технологического превосходства СССР над США представляли для США экзистенциальную угрозу. Именно это сплотило американское общество и мобилизовало страну для адекватного ответа на советский вызов. Нынешние вызовы имеют другое происхождение и разворачиваются в совершенно иных международных условиях. Суровая реальность сегодняшнего глобального мира такова, что американская экономика уже третий год не справляется с высокой безработицей, а американский бизнес создает новые рабочие места за пределами Соединенных Штатов. В этом отношении весьма показательным является назначение руководителем Совета экономического восстановления при президенте Джефри Эмельта - президента компании "Дженерал Электрик", большая часть сотрудников которой работает за пределами Соединенных Штатов.
Сегодня, как и во времена рейгановской контрреволюции, центральный водораздел между демократами и республиканцами проходит по вопросу о месте и роли государства. Если демократы до сих пор рассматривают государство в качестве эффективного института решения социально-экономических проблем, института, который может ответить на вызовы XXI века, стоящие перед Соединенными Штатами, то республиканцы продолжают рассматривать государство, как и в свое время Рональд Рейган, не как эффективный инструмент для решения проблем, а как еще одну проблему, которая требует своего решения.
Если в сфере занятости в ближайшие месяцы не произойдут существенные изменения и безработица не опустится хотя бы до семи процентов, то, по мнению многих аналитиков, маловероятно, что президенту удастся привести серьезные аргументы в пользу своего экономического курса. А это означает, что он вряд ли сможет вернуть доверие независимых избирателей.