Развод по-французски
В Париже раскручивается фантастический по своей интриге клубок судебных разбирательств. Не ровен час, в нем могут сойтись интересы бывшего и нынешнего президентов Франции - Жака Ширака и Николя Саркози. Это стало бы неожиданным поворотом для обоих политиков, чьи отношения резко ухудшились после прихода последнего к власти.
7 марта предстанет перед судом Жак Ширак. Ему инкриминируют злоупотребление служебными полномочиями в бытность его мэром Парижа в первой половине 1990-х годов. В частности, незаконное расходование средств и создание фиктивных списков наемных работников, попросту "мертвых душ". Но уже раздаются голоса, требующие привлечь его по другому громкому делу - "Карачигейту", в связи с которым усиленно склоняют имя Николя Саркози.
"Карачигейт" достоин лучших детективных романов: поставки подлодок, откаты и, наконец, теракт, жертвами которого стали 11 французов. В 1994 году тогдашний премьер-министр Франции Эдуар Балладюр якобы использовал в своих предвыборных целях 13 миллионов франков откатов за поставку подводных лодок Пакистану. На президентских выборах 1995 года мэр Ширак обошел премьера Балладюра. И в качестве нового хозяина Елисейского дворца он немедленно прекратил сомнительные отношения с Исламабадом, заключив новый контракт - на поставки более современных субмарин Индии.
Теракт прогремел в Карачи в 2002 году. Погибли 11 наладчиков из Франции, обслуживавших те самые лодки. Есть мнение, что его устроили пакистанцы, решившие таким способом отомстить французам. Следователи пытаются связать воедино поставки, откаты и взрыв, а заодно и всех, кто мог иметь к этому отношение. Этот список мог бы, наверное, стать внушительным. Однако на первый план выплыло имя нынешнего президента Франции - Николя Саркози. В 1995 году он возглавлял министерство бюджета, совмещая этот пост с функцией официального представителя Балладюра.
Следователям предстоит понять, проходили ли через его руки те самые откаты. Вопрос очень спорный и труднодоказуемый. Ведь до 2012 года Саркози защищает иммунитет. Так что давать ответ в рамках "Карачигейта", даже в качестве свидетеля, он может разве что по доброй воле. В то же время во Франции только ленивый не воспользовался заманчивой темой. А учитывая предстоящую президентскую гонку, это неплохая возможность покритиковать Саркози со стороны конкурентов. А их у него немало. О своем желании баллотироваться уже объявили 14 политиков.
В том числе и главный враг нынешнего президента - бывший премьер-министр Франции Доминик де Вильпен. Вот кому досталось от Саркози. Инициированное им дело "Клирстрим" низвергло популярного де Вильпена с политического олимпа, когда он только собирался покорить его вершину и побороться за пост главы государства.
Впрочем, хороша ложка к обеду, а компромат - к выборам. Адвокат семей погибших в теракте Оливье Морис прямо обвинил нынешнего президента в том, что он был в центре коррупционного дела, приведшего к трагедии. И потребовал привлечения по "Карачигейту" Ширака.
Карту разыгрывают несколько заинтересованных сторон. На днях в суде дал показания Франсуа Леотар, бывший министром обороны при Эдуаре Балладюре. По его словам, взрыв в Карачи непосредственно связан с отказом Ширака от обязательств по пакистанскому контракту и заключением им же индийского. В то же время он категорически отрицал факт откатов. Это неудивительно. Ведь Леотар был в одной команде с Балладюром и Саркози. А вот Ширак и де Вильпен - в то время генеральный секретарь Елисейского дворца - оказались на другой стороне. Они, по словам Леотара, испытали большое облегчение, когда избавились от пакистанских обязательств.
Игра цифр во всей этой запутанной истории тоже впечатляет. Сам Леотар был осужден как раз в 2002 году на десять месяцев - за незаконное финансирование своей Республиканской партии.
Де Вильпен уже тоже дал показания, в которых отрицал причастность Ширака к этому делу. В итоге у родственников жертв теракта сложилось впечатление, что их разыгрывают, привлекая для дачи показаний столь противоречивых политиков.