Поездка без обратного билета
У пассажиров еще была надежда, что новый тариф не будет узаконен, но 20 января и она рассеялась. В этот день был издан приказ председателя комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области об утверждении тарифов на перевозки ОАО "СЗППК". Цена посадки на электричку и проезда первых 14 км составит 32 рубля, за каждый следующий километр пути пассажир будет платить по 2 руб. 36 коп., вместо прошлогодних 1,6 рубля. Казалось бы, можно было обидеться на областные власти, но председатель комитета Павел Березовский объяснил: тариф утвержден в соответствии с заявкой компании-перевозчика. При этом, добавил Березовский, если бы правительство Ленинградской области установило другой тариф, то перевозчик мог бы его оспорить в любой инстанции, вплоть до суда.
Поспорить с монополистом хочется
Однако поспорить с монополистом на пригородные перевозки все-таки хочется. Резкое увеличение тарифа ОАО "СЗППК" обосновывает тем, что расходы на аренду основных средств у ОАО "РЖД" вырастают на 44%, управление и эксплуатацию подвижного состава локомотивными бригадами ОАО "РЖД" - на 35%, на ремонт подвижного состава в депо ОАО "РЖД" - на 26%, на продажу билетов и обслуживание пассажиров на вокзалах, принадлежащих ОАО "РЖД", - на 40%.
Как видим, рост расходов у перевозчика на аренду оборудования действительно большой. Но непонятно тогда, что же такое ОАО "СЗППК", если все принадлежит ОАО "РЖД". Если бы компания владела всеми необходимыми для перевозки основными средствами и оборудованием, тогда бы ей не пришлось их арендовать по грабительским ценам, и без резкого роста тарифов можно было бы обойтись. При этом арендные услуги еще облагаются НДС, и этот налог в конечном результате тоже приходится оплачивать пассажиру из своего кармана.
Дочка-бесприданница
На самом деле компания "СЗППК" чисто управленческая, она дочка ОАО "РЖД", отделившаяся от него несколько лет назад. При этом, не получив в приданое ни оборудования, ни вокзалов, ни поездов, ни локомотивных бригад. Именно при такой схеме образования компании и были заложены будущие расходы на аренду всего необходимого имущества для организации перевозок, оплата НДС за эти услуги, а значит, и непомерный рост стоимости билетов на проезд. Так что стоимость проезда пассажиров растет "по схеме".
Тем не менее, обоснованность нового тарифа экспертами все равно оспаривается. В контрольно-счетной палате области отметили, что осенью, в начале формирования цен на перевозки, компания называла безубыточным тариф 3,8 рубля. Однако постепенно величина этого "безубыточного" тарифа заметно уменьшилась.
В правительстве Ленинградской области предполагают, что столь резкий скачок стоимости проезда перевозчик назначил из расчета, что правительство Ленинградской области из своего бюджета субсидирует проезд пассажиров. Но этот расчет не оправдался, так как, по утверждению чиновников, областное правительство не входит в число учредителей компании, а значит, по бюджетному кодексу, не имеет права компенсировать затраты компании.
Билет назад - за полуторную цену
Кстати, среди учредителей ОАО "СЗППК" - администрация Петербурга. И об установке тарифов на пригородные перевозки для петербуржцев в Смольном позаботились раньше, заключив с перевозчиком гораздо более льготное для горожан тарифное соглашение. Согласно этому соглашению величина посадочной зоны вытянулась до 20 км (вместо 14 км областных), а за каждый следующий километр горожанин платит 1,6 рубля. При этом в "ЗСППК" применили такую странную систему расчетов, что билет "обратно" мог стоить чуть ли не в полтора раза дороже, чем "туда". В правительстве Ленобласти быстро обнаружили эту случайную (а быть может, преднамеренную) ошибку и потребовали ввести нормальную систему расчета, так что 1 февраля стоимость проезда в обоих направлениях будет уравнена.
Сложившаяся ситуация, конечно, объясняется сугубо монопольным положением компании-перевозчика. Монополисту всегда легче просто повысить тарифы, вместо того чтобы прилагать усилия к развитию основных средств (тем более, когда он их арендует), искать пути снижения стоимости услуг, внедрять новое оборудование, сокращая число занятых на производстве людей (кстати, в обоснование увеличения тарифов компания не забыла внести 17% дополнительных расходов на содержание аппарата управления ОАО "СЗППК"). То есть зарплата управленцев заметно повысится, а вот в карманах пассажиров убудет.
Альтернативой железной дороге могут быть автобусные перевозки, но это не самый экологичный вид транспорта, да и более дорогой. Следовательно, для подобных случаев необходимо государственное регулирование. Именно государственные органы с независимыми экспертами могли бы еще раз проверить обоснованность столь резкого роста цен. И правильность, а главное - необходимость появления у "РЖД" дочки-бесприданницы, на содержание которой приходится раскошеливаться миллионам пассажиров.
В заключение отметим, как бы ситуация далее ни развивалась, правительства Петербурга и Ленинградской области полностью выполнят взятые обязательства перед льготниками - люди, которым установлен льготный проезд, будут оплачивать не более 11% от действующего тарифа.