Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил ветеранов и личный состав МЧС с Днем спасателя
Экономика
Приток средств в денежные фонды за год вырос вчетверо
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Общество
Синоптики спрогнозировали туман и гололед в Москве 27 декабря
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Мир
Советник Трампа заявил о планах высылать мигрантов с родившимися в США детьми
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Общество
В Краснодарский край прибыла установка откачки нефтепродуктов из затонувших танкеров
Мир
Пострадавшие при крушении самолета под Актау получат компенсации от авиакомпании
Спорт
РФС пожизненно отстранил одного из пяти футболистов за договорные матчи
Происшествия
Гладков сообщил о возросшем числе пострадавших после атаки БПЛА на Белгородскую область
Мир
МИД РФ обвинил США в срыве выплаты российского взноса в бюджет МККК
Армия
ДПК центра «Патриот» стала лучшей командой пожарных добровольцев в РФ
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках

Поездка без обратного билета

Январский рост стоимости услуг монополистов становится уже привычным для граждан сюрпризом начала года. При этом тарифы, регулируемые региональными властями, устанавливаются на основании экспертиз, и их рост не может превышать 15%, то есть растут они все же не скачкообразно. А вот железная дорога удивила. ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (ОАО "СЗППК") увеличила цену проезда на электричках с января 2011-го сразу в 1,6 раза
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Январский рост стоимости услуг монополистов становится уже привычным для граждан сюрпризом начала года. При этом тарифы, регулируемые региональными властями, устанавливаются на основании экспертиз, и их рост не может превышать 15%, то есть растут они все же не скачкообразно. А вот железная дорога удивила. ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (ОАО "СЗППК") увеличила цену проезда на электричках с января 2011-го сразу в 1,6 раза.

У пассажиров еще была надежда, что новый тариф не будет узаконен, но 20 января и она рассеялась. В этот день был издан приказ председателя комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области об утверждении тарифов на перевозки ОАО "СЗППК". Цена посадки на электричку и проезда первых 14 км составит 32 рубля, за каждый следующий километр пути пассажир будет платить по 2 руб. 36 коп., вместо прошлогодних 1,6 рубля. Казалось бы, можно было обидеться на областные власти, но председатель комитета Павел Березовский объяснил: тариф утвержден в соответствии с заявкой компании-перевозчика. При этом, добавил Березовский, если бы правительство Ленинградской области установило другой тариф, то перевозчик мог бы его оспорить в любой инстанции, вплоть до суда.

Поспорить с монополистом хочется

Однако поспорить с монополистом на пригородные перевозки все-таки хочется. Резкое увеличение тарифа ОАО "СЗППК" обосновывает тем, что расходы на аренду основных средств у ОАО "РЖД" вырастают на 44%, управление и эксплуатацию подвижного состава локомотивными бригадами ОАО "РЖД" - на 35%, на ремонт подвижного состава в депо ОАО "РЖД" - на 26%, на продажу билетов и обслуживание пассажиров на вокзалах, принадлежащих ОАО "РЖД", - на 40%.

Как видим, рост расходов у перевозчика на аренду оборудования действительно большой. Но непонятно тогда, что же такое ОАО "СЗППК", если все принадлежит ОАО "РЖД". Если бы компания владела всеми необходимыми для перевозки основными средствами и оборудованием, тогда бы ей не пришлось их арендовать по грабительским ценам, и без резкого роста тарифов можно было бы обойтись. При этом арендные услуги еще облагаются НДС, и этот налог в конечном результате тоже приходится оплачивать пассажиру из своего кармана.

Дочка-бесприданница

На самом деле компания "СЗППК" чисто управленческая, она дочка ОАО "РЖД", отделившаяся от него несколько лет назад. При этом, не получив в приданое ни оборудования, ни вокзалов, ни поездов, ни локомотивных бригад. Именно при такой схеме образования компании и были заложены будущие расходы на аренду всего необходимого имущества для организации перевозок, оплата НДС за эти услуги, а значит, и непомерный рост стоимости билетов на проезд. Так что стоимость проезда пассажиров растет "по схеме".

Тем не менее, обоснованность нового тарифа экспертами все равно оспаривается. В контрольно-счетной палате области отметили, что осенью, в начале формирования цен на перевозки, компания называла безубыточным тариф 3,8 рубля. Однако постепенно величина этого "безубыточного" тарифа заметно уменьшилась.

В правительстве Ленинградской области предполагают, что столь резкий скачок стоимости проезда перевозчик назначил из расчета, что правительство Ленинградской области из своего бюджета субсидирует проезд пассажиров. Но этот расчет не оправдался, так как, по утверждению чиновников, областное правительство не входит в число учредителей компании, а значит, по бюджетному кодексу, не имеет права компенсировать затраты компании.

Билет назад - за полуторную цену

Кстати, среди учредителей ОАО "СЗППК" - администрация Петербурга. И об установке тарифов на пригородные перевозки для петербуржцев в Смольном позаботились раньше, заключив с перевозчиком гораздо более льготное для горожан тарифное соглашение. Согласно этому соглашению величина посадочной зоны вытянулась до 20 км (вместо 14 км областных), а за каждый следующий километр горожанин платит 1,6 рубля. При этом в "ЗСППК" применили такую странную систему расчетов, что билет "обратно" мог стоить чуть ли не в полтора раза дороже, чем "туда". В правительстве Ленобласти быстро обнаружили эту случайную (а быть может, преднамеренную) ошибку и потребовали ввести нормальную систему расчета, так что 1 февраля стоимость проезда в обоих направлениях будет уравнена.

Сложившаяся ситуация, конечно, объясняется сугубо монопольным положением компании-перевозчика. Монополисту всегда легче просто повысить тарифы, вместо того чтобы прилагать усилия к развитию основных средств (тем более, когда он их арендует), искать пути снижения стоимости услуг, внедрять новое оборудование, сокращая число занятых на производстве людей (кстати, в обоснование увеличения тарифов компания не забыла внести 17% дополнительных расходов на содержание аппарата управления ОАО "СЗППК"). То есть зарплата управленцев заметно повысится, а вот в карманах пассажиров убудет.

Альтернативой железной дороге могут быть автобусные перевозки, но это не самый экологичный вид транспорта, да и более дорогой. Следовательно, для подобных случаев необходимо государственное регулирование. Именно государственные органы с независимыми экспертами могли бы еще раз проверить обоснованность столь резкого роста цен. И правильность, а главное - необходимость появления у "РЖД" дочки-бесприданницы, на содержание которой приходится раскошеливаться миллионам пассажиров.

В заключение отметим, как бы ситуация далее ни развивалась, правительства Петербурга и Ленинградской области полностью выполнят взятые обязательства перед льготниками - люди, которым установлен льготный проезд, будут оплачивать не более 11% от действующего тарифа.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир