Цена Кавказа
Год назад на политической карте страны появился новый федеральный округ - Северо-Кавказский. В лице Александра Хлопонина эти территории получили своего полпреда президента, который еще и вошел в правительство в качестве одного из заместителей премьера. Такая диспозиция должна была гарантировать, что проблемы взрывоопасного региона "в верхах" уж точно не затеряются и не замнутся. Прошел год, и премьер Владимир Путин собрал ответственных чиновников на первое заседание правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО - подбить итог.
По рассказу министра регионального развития Виктора Басаргина можно было подумать, что на Кавказе не жизнь, а сказка. Бюджетные средства в округ текут рекой, дороги и школы растут как грибы после дождя, в горные поселки пришла цивилизация в виде газа и телефона, да и вообще люди там не успевают справлять новоселье, так лихо растут темпы жилищного строительства.
От приторных речей даже закаленные чиновники невольно морщились. Действительно, перед властями (и Путин напомнил об этом) стояла задача "кардинально изменить положение на Северном Кавказе - обеспечить безопасность, возможность мирно трудиться на своей земле". Но рано почивать на лаврах. Искоренить все то, что питает терроризм и экстремизм (а это бедность, безработица, низкий уровень просвещения и образования, коррупция, беззаконие, убежден Путин), еще предстоит.
В планах на десять лет создание на Северном Кавказе 400 тысяч новых рабочих мест за счет реализации крупных проектов в сельском хозяйстве, ТЭКе, строительстве, инфраструктуре, туризме (в развитие четырех курортов вложат 60 млрд рублей). Только в 2011 году в регионе будет реализовано 37 крупных проектов с общим объемом инвестиций 400 млрд рублей, а до 2025 года в СКФО будет вложено 300 млрд рублей федеральных инвестиций и 2 трлн рублей частных, обещает Хлопонин. Для стимулирования деловой активности будет использован механизм государственных гарантий. Их первоначальный объем - 50 млрд рублей.
Словом, деньги будут. Одна беда - управление бюджетными средствами и инвестициями прихрамывает на обе ноги. Это касается и целевого использования средств, и ритмичности финансирования, и должного выполнения взаимных обязательств. Тут уж Владимир Путин не пожалел черных красок для федеральных ведомств, которые под разными предлогами, ссылаясь на объективные трудности, тянут с перечислением средств.
- То у регионов просят принести какие-то дополнительные обоснования и бумаги, то по нескольку раз заставляют переделывать проектно-сметную документацию, - клеймил премьер. - Хочу, чтобы все поняли: функции ведомств не в том, чтобы перечислять деньги на места в течение года. Для этого казначейство есть в Министерстве финансов. Вы должны работать с регионами над проектами от начала и до конца и помогать им быть в постоянном контакте, знать реальную ситуацию с реализацией госпрограмм. Критерием работы является не перечисление средств в течение года, а то, что нужный объект сдан и начал служить людям.
Справедливости ради заметим, не только "федералы" не спешат выполнять свою часть обязательств, но и частные соинвесторы. Например, в рамках федеральной целевой программы "Юг России" в 2008 году привлечено 44,8% от плановых объемов частных инвестиций, в 2009 году - всего 2%, а в 2010-м - 34%. Понятно, что 2009-й - это кризисный год и все же 2% - это ничего.
Мундиаль пройдет на ограниченной территории
Матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году не будут проводиться в городах СКФО по соображениям безопасности, заявил полпред президента в СКФО, вице-премьер Александр Хлопонин.
- Футбол - это южный вид спорта, - заметил он. - Но вопросы безопасности являются определяющими при проведении чемпионата мира. Мы не можем сказать, что до конца закрыли тему обеспечения безопасности на территориях, поэтому, чтобы не давать поводов международной общественности для срыва чемпионата, а у нас много противников, которые не хотели бы в России проводить такой турнир, мы рисковать не будем.