Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

Пейзаж после бури

"Единственный урок истории - что никто не извлекает из нее никаких уроков" - гласит старая аксиома
0
Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

"Единственный урок истории - что никто не извлекает из нее никаких уроков" - гласит старая аксиома.

Два десятилетия после операции "Буря в пустыне" - хороший повод подвести итог операции по освобождению Кувейта, оккупированного войсками Саддама Хусейна за полгода до начала этой военной кампании. С формальной точки зрения она была беспрецедентно успешной. Кувейт был освобожден, армия Ирака разгромлена и оттеснена на свою территорию, иракские курды и шииты получили шанс на освобождение от тикритского диктатора, мировое сообщество продемонстрировало небывалое единство, а США стали лидером всего мира. Противостояние сверхдержав, которое их сателлиты на протяжении десятилетий использовали в своих интересах, завершилось. Наступала эпоха вечного торжества демократии, либерализма и свободной торговли - конец истории Френсиса Фукуямы. Оставалось "жить долго и счастливо", строго карая оставшихся диктаторов, справедливо разрешая отдельно взятые незавершенные конфликты и строя общество всеобщего процветания во всемирном масштабе.

Действительность оказалась менее радужной. Саддам Хусейн не был свергнут в тот единственный в своем роде исторический момент, когда всемирный консенсус по этому поводу был возможен. Оставив в стороне причины, заставившие президента Буша-старшего воздержаться от этого, отметим, что уничтожение его режима было проведено в начале следующего века президентом Бушем-младшим в гораздо более сложных условиях и очередная военная победа американского оружия привела к политическому краху. Американо-иракское противостояние, начавшееся "Бурей в пустыне", - классический пример того, почему отрубать кошке хвост по частям не только негуманно, но и опасно для самого экзекутора.

Сегодняшний Ирак - территория, имеющая формальные признаки государства. На севере сильно экономическое влияние Турции, а турецкая армия продолжает в приграничной полосе операции против боевиков РПК. На остальной территории Ирака ведущей внешней силой по мере вывода американских войск становится Иран. Попытка силового экспорта на Ближний Восток демократии западного типа провалилась - с печальными последствиями не только для престижа США, но и для перспектив модернизации региона в целом. В итоге иракских экспериментов Вашингтона перспективы развития региона по умеренной светской модели уничтожены, а страна превратилась в полигон радикального исламизма всех направлений и ориентаций - от суннитской "Аль-Каиды" до шиитской "Армии Махди".

На территории Ирака, освобожденной от тирании Саддама Хусейна, возникло множество маленьких местных тираний. Альтернативой диктатуре стала не демократия, а война всех против всех. Под покровительством американцев курды вытесняют арабов и туркоманов, фактически присоединив к Курдистану район богатого нефтью Киркука и претендуя на Мосул. Балансируя между США и Ираном, шииты превратили иракское МВД в "эскадроны смерти", уничтожающие больше мирного населения, чем каратели из Национальной гвардии Саддама. Сунниты, составлявшие вместе с христианами на протяжении всей иракской истории элиту государства, за редкими исключениями потеряли доступ в вооруженные силы и на госслужбу. Некогда многочисленные и влиятельные христианские общины страны, как и все прочие этнические и конфессиональные меньшинства, находятся на грани уничтожения, находя спасение в эмиграции. Свыше 4 млн иракцев являются беженцами и перемещенными лицами, причем большая их часть "не замечается" в этом качестве международными гуманитарными организациями и ООН.

Ближайшими последствиями "Бури в пустыне" стало усиление Ирана и выход на международную арену "Аль-Каиды", объявившей войну "крестоносцам" после того, как монархи Аравийского полуострова допустили приход армий "неверных" на "землю ислама". Итогом - грозящая обрушить режим нераспространения иранская ядерная программа, "11 сентября" в США и многочисленные исламистские теракты по всему миру. Сепаратизм Курдистана и Басры, раздел Багдада с его смешанным населением на этнические гетто, приход в правительство шиитских радикалов Муктады ас-Садра, провал американских обещаний интегрировать во власть боровшегося с "Аль-Каидой" суннитского ополчения "Сахва" - трагедия Ирака, ставшего головной болью для всех соседей этой страны. Но это мелочь по сравнению с главными проблемами, начало которых положила даже не сама операция "Буря в пустыне", но то, как она была завершена - а точнее, как она завершена не была.

Итогом прерванной лидерами международной коалиции на пороге победы войны 1991 года стало развитие мира не по Фукуяме, а по Хантингтону, прозорливо предсказавшему войну цивилизаций. В основу новых проблем легли нежелание брать на себя долгосрочную ответственность за происходящее на территории Ирака, отсутствие стимулов, которые заставляли соперничающие сверхдержавы действовать с оглядкой на перспективу в период противостояния мировых идеологических систем, стремление завершить сложные процессы "малой кровью" к очередным выборам. По-голливудски легкая победа в ходе операции "Буря в пустыне" уничтожила саму возможность ведения Западом долгосрочной политики, заменив ее военно-политическими авантюрами, мегакоррупцией оккупационных администраций и попытками воплощения на практике теорий, не имеющих под собой практической основы. Бенефициарами этого в регионе стали радикальная "Аль-Каида" бен Ладена и государства-прагматики: исламизирующаяся Турция "новых Османов" во главе с премьер-министром Эрдоганом и националистический исламский Иран президента Ахмади Нежада. Что не дает поводов для оптимизма - хотя, несомненно, когда-нибудь "и это пройдет".

Комментарии
Прямой эфир