Таджикская земля стала китайской
Нижняя палата парламента Таджикистана ратифицировала соглашение о демаркации границы с Китаем.
Соседняя страна получила почти один процент территории центральноазиатской республики. Внешнеполитическое ведомство Таджикистана настаивает: это серьезный успех. Ведь приграничный спор удалось решить малой кровью. Китай изначально претендовал практически на 20% территории страны. Это около 29 тысяч квадратных километров. Теперь же к Поднебесной перейдет всего лишь около тысячи - 0,77% всей территории центральноазиатской республики. Официальная граница утверждена окончательно. А значит, с территориальными претензиями должно быть покончено. Вопрос закрыт.
Этот процесс затянулся на десять лет - Пекин и Душанбе договорились о границе еще в 1999 году. А в 2002-м подписали межправительственный протокол, по которому к Китаю отходит незаселенная людьми территория, расположенная в Мургабском районе. Противники такого решения напоминали: в седьмой статье конституции страны говорится о неделимости государства. Тем не менее 99% народных избранников проголосовали за ратификацию.
Вопрос этот и правда очень стар - ему более ста лет. Границы Китая с Российской империей, а затем СССР были в основном определены к концу XIX века. Однако китайские власти и позднее неоднократно выдвигали претензии сначала к царской России, а затем - к СССР. Часть спорных участков находилась как раз в Центральной Азии.
Первым на постсоветском пространстве свои территориальные проблемы с Китаем урегулировал Казахстан, отдав ему около 400 квадратных километров спорной земли. Киргизия также предпочла закрыть эту тему, поделившись с соседом тысячей квадратных километров территории. Приграничный вопрос с Пекином решила и Москва.
КАК ВАМ ЭТО?
Алексей Власов,
директор Центра постсоветских исследований МГУ:
- По большому счету этот процесс был начат 15 лет назад, когда странам Центрально-Азиатского региона и России удалось договориться об урегулировании пограничных вопросов с Китаем, что стало отправной точкой к созданию ШОС. Теперь мы видим развитие этой тенденции. Безусловно, небольшие противоречия оставались, сейчас они полностью разрешены. Понятно, что для Душанбе Пекин - инвестор, страна, которая будет оказывать поддержку находящейся в сложной ситуации таджикской экономике. Ну а Китай за это получит меньше одного процента территории Таджикистана. Что касается противников такого решения - речь идет в основном о Партии исламского возрождения Таджикистана. Нужно помнить, что в этой республике единственной в Центральной Азии зарегистрирована партия религиозного толка. Понятно, что здесь критика властей - это повод, который с их точки зрения может мобилизовать недовольных. Но мне кажется, что каких-то последствий в негативном плане для таджикского руководства это скорее всего не имеет.