Бензин дорожает с лошадиной силой

К лету бензин будет стоить в России столько же, сколько в Европе, выяснили "Известия". Дизельное топливо уже дорожает ошеломляющими темпами, а с февраля пойдут в рост и 92-й, и 95-й. Помешать этому государство не в состоянии, считают опрошенные нами эксперты. Чтобы обуздать цены, придется вводить жесткое регулирование, но власти на это не пойдут, опасаясь недовольства нефтяных компаний.
С августа дизельное топливо подорожало на 25%, с начала декабря - еще на 6%. Бензин весь прошлый год вел себя смирно (6,5% за год - это ниже инфляции), но цифра обманчива: целый процент прибавки пришелся на последний месяц года. С февраля рост цен сорвется и вовсе в галоп, уверяют эксперты. Объяснение этому дается простое: к тому моменту до заправок дойдет топливо, обложенное новыми, более высокими, акцизами (начали действовать с 1 января).
Но, похоже, нефтяники лишь используют акцизы как предлог. Ведь у них есть план. Он называется "принцип равнодоходности": бензин должен стоить в России столько, сколько в Европе, за вычетом транспортных расходов и экспортных налогов. Топливные компании приняли этот план еще в 2008 году, рассказывает Павел Строков из информационного центра "Кортес". И начали претворять его в жизнь именно с дизельного топлива - экспортного товара (если 85% нашего бензина остается в стране, то половина "дизеля" уходит за кордон).
Теперь, когда кризис позади и мировой рынок растет, ничто не мешает приступить ко второй части задумки: довести и бензиновые цены до уровня европейских. Там, напомним, литр 95-го стоит сейчас 1,2 евро - почти 50 рублей.
"Час икс" наступит весной. Спрос на бензин начинает расти с марта, достигает пика в мае, напоминает Строков. Именно в это время, на волне спроса, считает аналитик, нефтяники и примутся за бензин.
- Если мировой рынок не изменит движения, бензин последует вслед за "дизелем", - говорит он.
А на мировом рынке нефти дешеветь не с чего. Валютные игроки устремились в сферу топлива, там больше перепады цен, что для спекулянтов благодать: на взлетах-падениях они и делают свои деньги. И пока бывшие валютчики надувают пузыри на сырьевых биржах, российские заправщики потирают руки: как все хорошо складывается!
В Федеральной антимонопольной службе идее "равнодоходности" сначала радовались, вспоминают участники рынка, изобретали даже "формулу справедливой цены", которая так и не была утверждена правительством. Теперь позиция ФАС изменилась. Но что именно делать, там еще не решили.
- Это очень сложный вопрос, мы еще не выработали своего отношения, - говорит начальник управления контроля за ТЭК Елена Котелкина.
Российский рынок следует за мировым - никто не спорит, поясняет она. Но в России есть то, чего нет в ЕС, - монополизация. Пока ФАС идет проторенным путем: в конце декабря ведомство разослало вертикально-интегрированным топливным компаниям письма с просьбой разъяснить свою ценовую политику. К сожалению, ФАС по своей природе может лишь реагировать на те события, что уже случились, сетуют в ведомстве. Там рост цен на бензин предвидят, но поделать ничего не могут. Вот сговорятся, тогда и оштрафуем.
Сами топливники своих желаний не скрывают, а на ФАС обижаются.
- Странно наблюдать, как меняется их позиция, - сетует исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - Если у меня на двух рынках продается один и тот же товар, неужели я не могу рассчитывать на то, чтобы там и там заработать одинаково?
Очевидно, слово за правительством - но какое? Дмитрий Александров из "УНИВЕР Капитал" полагает, что действия кабмина ограничатся традиционной "заморозкой" цен для аграриев.
- Если брать "электорат", дизтопливом заправляются те, кто ездит на дорогих машинах, - рассуждает он. - Их цены не пугают. В продуктах питания вклад дизтоплива ничтожен. Стало быть, электорально чувствительно лишь удорожание 80-го и 92-го бензинов.
- У них есть только один вариант - вводить административное регулирование, - говорит Сергиенко. - Но это отбросит нас на 15 лет назад, в 90-е, и разрушит бизнес нефтяных компаний.
Возможно, правительству придется все-таки пересмотреть акцизную политику. По расчетам Сергиенко, суммарный эффект новых налогов - удорожание литра на 2 рубля. Но в бюджете дыра, и выбор между снижением инфляции и высокими доходами казны при росте цен далеко не очевиден.
- Государство изберет старый путь - сначала ничего не делать, а потом руками ФАС штрафовать, - уверен Строков.
При этом бюджет свое получит: ФАС начала выигрывать такие процессы. А вот потребители, судя по всему, останутся заложниками людей с "пистолетами".