Театр собирает жизненный свет

История появления новой премии связана с историей творческого проекта "Современная петербургская драматургия", который инициирован театром "Под самой крышей" в 2003 году. В его рамках выпущено около 30 пьес современных петербургских авторов. Многие спектакли сыграны на разных площадках города, а также в других городах России и за рубежом. В 2005 году на сцене театра "Под самой крышей" была поставлена пьеса Андрея Толубеева "Александрия", его драматургический дебют. "Спасибо за чудо в яви!" - написал он театру после премьеры. - Андрей посмотрел весь наш репертуар, - рассказал Владимир Фунтусов, - планировал включить проект в программу деятельности Центра современного искусства, который в то время организовывал вместе с бывшим солистом Мариинского театра Константином Плужниковым.
Первыми лауреатами премии имени Толубеева стали участники проекта "Современная петербургская драматургия", внесшие в него наибольший вклад. Это актеры Иван Краско и Елена Соболева. Одна из ролей Елены Соболевой - Шура Громова в спектакле "Александрия". Посмотрев премьеру, Андрей Толубеев тогда сказал: "Вот такой я Шуру и представлял!" Народный артист России Иван Краско занят в трех спектаклях проекта: "Александрия" (капитан Куракин), "Иосиф прекрасный" (Сталин), "Либертэ... Эгалитэ..." (Беранже). Писателя, драматурга Сергея Носова жюри назвало "врачом нашего общества, ставящим ему правильные диагнозы" и наградило премией "за художественное исследование природы драматургического абсурда" (пьесы "Времени вагон", "Тесный мир"). Лауреат сказал: "Мне посчастливилось участвовать с Андреем Толубеевым в творческом проекте "Радио России". Я читал рассказы Андрея Юрьевича, его владение словом меня восхищало. И уж совсем не предполагал, что получу премию имени Андрея Толубеева!"
Автор пьесы "Сладкое время нереста" Тарас Дрозд награжден "за яркое драматургическое воплощение народных характеров". Драматург Игорь Шприц премирован "за развитие жанра философской притчи" (пьеса "Иосиф прекрасный").
Современная петербургская драматургия, по мнению Игоря Шприца, готова "проклюнуться из-под асфальта". "Без сюжетной драматургии не прорваться к зрителю. Публика жаждет интересных историй. Это идет из античных времен. Театр - словно линза, которая собирает жизненный свет, разный - яркий, обычный и даже слабенький, и этот концентрат на основе простых историй - про любовь и ненависть, ревность, смерть - вызывает горение души у актеров и режиссеров, у зрителей. Пьесы должны быть концентрированными".
- Отовсюду слышно: "Нет пьес". Это очень трудный, затратный жанр, - говорит Владимир Фунтусов. - Естественный путь настоящего драматурга: он долго вынашивает материал, а потом получается живая пьеса, и возникает живой театр. Театров, где создается живая жизнь на сцене, сегодня очень мало - у Льва Додина, Петра Фоменко. Остальные в большом отрыве. А вот петербургский театр сохранил основы: мораль, духовность, знаменитый питерский - в хорошем смысле слова - снобизм, когда планка поднята высоко и ниже ее опускаться нельзя.
В дальнейшем круг номинантов премии имени Андрея Толубеева планируется расширить, она не будет ограничена практикой одного проекта или одного театра.