Белорусский фронт
Итоги президентских выборов в Белоруссии ни для кого не стали сюрпризом. Бессменный глава государства Александр Лукашенко остался на четвертый срок, получив более 79% поддержки. При этом белорусская оппозиция потребовала признать итоги выборов недействительными. Впрочем, большинство ее лидеров находится теперь за решеткой - после массовых беспорядков в центре Минска, жестко подавленных ОМОНом.
Жалобы от оппозиции белорусский Центризбирком будет принимать до вечера среды. В результатах выборов усомнились и в ОБСЕ. Представитель этой организации заявил, что их нельзя признать легитимными. Но, как сообщила председатель ЦИК Лидия Ермошина, даже до объявления официальных итогов Александр Лукашенко "получает звание вновь избранного президента". Никто из остальных девяти кандидатов не набрал больше трех процентов. Более того, почти все они арестованы за "организацию массовых беспорядков" во время несанкционированного митинга на Октябрьской площади - той самой, что местные власти предусмотрительно превратили в каток. Однако "ледового побоища" избежать не удалось.
После закрытия избирательных участков тысячи недовольных перекрыли проспект Независимости и вышли к Дому правительства, где находится совет министров, нижняя палата парламента и Центризбирком. "Несогласные" ринулись на штурм здания, но стражи порядка обошлись с ними жестко. Под раздачу попали десятки людей.
Вот что рассказал "Известиям" Ярослав Романчук, зампредседателя Объединенной гражданской партии, кандидат в президенты: "В 20.00 оппозиция собралась на митинге в центре города. Я подчеркивал, что речь идет о мирной демонстрации, на которой мы намеревались подвести итоги президентских выборов и призвать людей к справедливости. У Владимира Некляева, Андрея Санникова и Николая Статкевича (кандидаты в президенты. - "Известия"), которые брали ответственность за площадь, был готов сценарий. Однако, повыступав сорок минут, они решили повести людей на другую площадь, которая находится у здания правительства. Когда все митинговавшие собрались на площади Независимости, их начали разогревать лозунгами, в том числе призывами "взять правительство". Через какое-то время провокаторы принялись ломать двери здания и выбивать стекла, и тогда в дело вступил ОМОН, который очень жестко и кроваво разогнал демонстрантов. Сейчас арестованы фактически все кандидаты в президенты и лидеры демструктур - всего около 600 человек. Разогнан правозащитный центр "Весна".
А вот свидетельство журналиста Александры Романовой: "Эти жуткие милиционеры со щитами побежали вдоль здания, вклинились в толпу и кого-то побили. Я тогда стояла на бордюре, метрах в пятнадцати от эпицентра драки. С ее началом часть людей отхлынула назад, и мне стало страшно. До сих пор не понимаю, как началась эта стычка. Все было спокойно: стоят люди, выкрикивают: "Живи, Беларусь!" И вдруг милиция начинает двигаться к ним. Все кричат: "Бежит милиция!" Парни со щитами вклиниваются в толпу на десять метров сбоку, видна чудовищная драка. Потом лидер белорусских христианских демократов Виталий Римашевский говорит, что это было сделано для картинки по телевидению, что это провокация. Милиция убегает - и все по-прежнему".
Во время "зачистки" пострадало несколько журналистов, а один из кандидатов в президенты, Владимир Некляев, попал в больницу с черепно-мозговой травмой и многочисленными ушибами. В отделение его увезли прямо из больничной палаты. В числе задержанных - фаворит от оппозиции Андрей Санников, а также Николай Статкевич и Григорий Костусев. За "организацию массовых беспорядков" оппозиционерам грозит до 15 лет тюрьмы.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко: Вам придется иметь дело со мной еще пять лет
Кто бы и как ни оценивал наши выборы, мы провели их достойно. Мы нарушили все наше законодательство по просьбе наших европейских друзей, мы сделали все, как они просили. И какие же к нам претензии? Были зарегистрированы все кандидаты. Им была дана возможность вести агитацию, участвовать в теледебатах. И чего они только не делали: пели, плясали. Им дали все. Мы пустили всех, даже тех, кому вообще въезд в республику нежелателен. Хочу поздравить своих сторонников с их победой, а своим противникам хочу сообщить пренеприятнейшую весть - вам придется иметь дело со мной еще пять лет. Никто из честных и объективных граждан не упрекнет меня за эту ночь. Мне пришлось посылать наших ребят на баррикады. Я всегда себя очень скверно чувствую, когда мне приходится задействовать военных.