С чего начинается разведка
День разведчика в этом году празднуется исключительно одушевленно. У секретного ведомства появились публичные герои и героини. Некоторые - даже очень яркие. И стало абсолютно очевидно, что Служба внешней разведки - такое же ведомство, как и любое другое. Лихорадка 1990-х годов, разлом в стране - отсюда драматическое разделение на людей долга и предателей. Каждый выбирал то, что ближе ему. Американское гражданство или возвращение в Россию. Одни составляли списки коллег, с которыми учились и служили, превращая эти секреты в ликвидный актив. Другие, прожив порой десятилетия за границей, молчали при задержании как партизаны. Хотя достаточно было все признать и получить вполне приличный доход, новое имя, к чему разведчикам уж точно не привыкать, и неплохие жилищные условия за счет принимающей стороны. С чего начинается Родина? Или чем она заканчивается ?
Мы до сих пор наводим порядок в социальной сфере, в образовании, в экономике в целом. Казалось бы, новые возможности позволяют отладить все эти механизмы. Получается, но не все. И не так быстро, как хотелось бы. Кто сказал, что разведка смогла пережить все происшедшее в стране без потрясений? В особом коконе, за высоким забором. Соотношение сильных и слабых людей всюду одинаковое, как бы ни уповали на проверку полиграфом. Соблазн велик всюду, тем более что секреты пока есть кому продавать.
Десятка "русских шпионов" - возможно, окончание целой эпохи в разведке. Явление очень симптоматичное. Сразу после их задержания стало ясно: все идет не так, как обычно. Вопреки сложившейся традиции руководство нашей страны де-факто достаточно быстро признало их "своими". А Америка также быстро выпустила. Размен был безотлагательным и откровенным. Уникальный случай в работе спецслужб, которые либо молчат, либо искусно пиарят себя, как в этой ситуации делали американские силовики. Якобы несколько лет следившие за "русскими" и приложившие колоссальные усилия для их разоблачения. Кстати, могли бы быть и поскромнее: следы Метсоса, которого облава на русских застала за пределами США, так и потерялись в районе Кипра. Куда он оттуда отправился и каким именно "автостопом" - до сих пор тайна.
Сухие отчеты руководителей спецслужб, которые они делают к юбилеям своих ведомств, еще больше тускнеют на фоне откровений, которые выплеснул в интернет WikiLeaks. Вот еще одно свидетельство, что все разведки мира теперь уж точно станут другими. Причем не важно, правда или чистой воды конспирология содержится в "секретных материалах" Эссенджа. Налицо совсем другой подход, степень провокативности, умение сработать на опережение. Главное - придумать технологически и психологически грамотное решение, что несравненно труднее, чем найти убогого предателя, мечтающего об американской "прописке" для себя и своей семейки. Или, наоборот, не отыскать его в своем собственном ведомстве.
Какой станет разведка еще через десять лет? Требуется ли ей модернизация сознания? Наверняка. Консервативность спецслужб уже начинает работать против них. История с Екатериной Затуливетер, которую не оставляют сейчас в покое английские контрразведчики, больше похожа на анекдот. А вообще-то надо бы проверить на предмет шпионажа всех симпатичных девушек из стран СНГ, которые добились сколько-нибудь высоких позиций в цивилизованных странах. Если дело так пойдет и дальше, то имидж нашей разведки в глазах мужской половины планеты станет самым благоприятным. Скажем, тезис может звучать так: "Российские разведчицы - самые бойкие в мире".
И тем не менее, любой провал разведчика - это драма. И не одного человека, а десятков или даже сотен людей, если в ней виноват предатель. Это требует колоссальной концентрации сил, перемены кадров, форс-мажорных решений. Это моральный вызов тем, кто честно служит своей стране, кто давал присягу и верит в то, что Родина одна и она никогда не заканчивается. Говорят, что молодежь опять охотно идет в разведку. Хотя в бизнесе всегда платят больше, а ограничений там в сто раз меньше. Девяносто лет разведка была ровно такой, какой мы ее знаем по книгам и фильмам. Время изменит даже ее, подвиги новых героев станут, возможно, более виртуальными. Но главное - чтобы они были.