Музейный вопрос не испортит их
Когда "Известия", поднявшись на второй этаж знаменитого дома Мурузи на Литейном проспекте, переступили порог коммунальной квартиры № 28, там уже "дым стоял коромыслом". Коллеги с телевидения ставили свет и тащили провода, директор Фонда создания музея Иосифа Бродского Михаил Мильчик был буквально окружен звукозаписывающей техникой - он вел экскурсию по первой фотовыставке в мемориальной комнате поэта. Кажется, сюда собрались все причастные к делу и все сочувствующие - редактор "Звезды" Яков Гордин, Александр Кобак из Фонда имени Д.С. Лихачева, архитектор - художник Вячеслав Бухаев… Приехала вице-губернатор Алла Манилова с председателями комитетов по культуре и печати Антоном Губанковым и Александром Коренниковым. Не было только Нины Васильевны Федоровой, хозяйки жилплощади в 45 квадратных метров в будущем музее. Дверь к ней была закрыта.
Наша газета уже не раз рассказывала об идее и инициаторах этого уникального во многих отношениях проекта. Состоявшаяся вчера акция "В гостях у Бродского" открыла новый этап в конструировании музея - пора приступать к реставрационному ремонту, формировать экспозицию. "Полторы комнаты", где жил с родителями поэт, существуют в почти неизменном виде. Его друг Михаил Мильчик в день вынужденного отъезда Бродского за границу в 1972 году сделал детальные фотографии оставленной им домашней обстановки. Сохранились библиотека, портреты, рисунки, письменный стол, личные вещи - все, что необходимо для подлинно мемориального музея. Но планы создателей этим не ограничиваются - здесь мыслят устроить центр по изучению творчества Бродского, и даже шире - всей ленинградской культуры 1960 - 1980-х годов, включая неповторимую эстетику коммунального быта.
"На этот паркет я впервые ступил в конце пятидесятых", - рассказывал обступившим его журналистам Яков Гордин. "Особой ценностью обладает не только квартира Бродского, но весь дом Мурузи", - объяснял Александр Кобак, перебирая все созвездие его обитателей от написавшего здесь "Левшу" Николая Лескова до Даниила Гранина, жившего по данному адресу в 1930-е годы. "У меня дом Мурузи ассоциируется прежде всего с Серебряным веком", - говорила Алла Манилова, первой затронувшая самую острую тему - коммунальная квартира, где планируется создать музей Бродского как филиал музея Анны Ахматовой, куда потянется творческая молодежь и устремятся жаждущие культуры российские и иностранные туристы, еще не полностью расселена. По словам вице-губернатора, жилищные условия хозяйки трех комнат Нины Васильевны Федоровой могут только улучшиться, если переговоры с ней увенчаются наконец успехом - а идут они сложно. Впрочем, завершившийся недавно выкуп комнат, где жил поэт с родителями, тоже проходил непросто, несмотря на значительные усилия Смольного, - пока не нашелся частный инвестор, одна из крупных строительных компаний.
Когда акция "В гостях у Бродского" уже завершилась, "Известия" познакомились с Ириной Забродиной - в то время, когда поэт жил на Литейном, ее называли бы маклером и за ней, как и за ним, охотилась бы милиция. Теперь, когда работающие с недвижимостью специалисты вызывают только уважение и гордо именуются риелторами, на Ирину Александровну вся надежда - именно она подыскивает варианты, которые могут устроить бывшую соседку нобелевского лауреата. По словам Забродиной, Нина Васильевна жила в этой квартире еще до Бродского с родителями. У нее два высших образования, человек она умный, и понять ее интерес вполне можно. Жилплощадь в доме Мурузи по нынешним рыночным ценам стоит недешево даже без учета музейных перспектив квартиры № 28. Поэтому риелтор рассчитывает не столько на "петербургский патриотизм" соседки Бродского по коммуналке, сколько на то, что синица в руках все-таки очевидно лучше журавля в небе, и она согласится на один из вариантов переезда в отдельную квартиру в историческом центре города. Тем более что жить в музее не такое уж большое удовольствие.