Искусство выше коммерции
На художественной ярмарке "Арт Манеж-2010" демонстрируют непривычно много специальных проектов. Такое впечатление, что сугубо коммерческие цели на этот раз решено достигать при помощи культурологии.
Ярмарка "Арт Манеж" традиционно позиционируется как событие более демократичное и масштабное, нежели рафинированная "Арт Москва". В нынешнем пресс-релизе статус мероприятия обозначен фразой "самое большое дефиле современного искусства от лучших российских и зарубежных галерей". Насчет "самого большого" все верно, если говорить о нашей стране (увы, по международной шкале "Арт Манежу" с его 75 галереями до лидеров далеко). Что же касается "лучших российских и зарубежных", то здесь оценочный перебор выглядит вопиющим. Особенно в части "зарубежных". Несколько европейских галерей, фигурирующих в ярмарочном списке этого года, никакой погоды на международном арт-рынке не делают и могут рассматриваться исключительно под микроскопом.
Но не стоит придираться к пиаровским слоганам. Более существенно, что "Арт Манеж" явственно сместил репертуарный акцент в сторону некоммерческих проектов. Такого не наблюдалось долгое время. Пока трудно определить, насколько устойчивой окажется эта тенденция, но сам по себе порыв похвален. До тех пор пока действительно лучшие мировые галереи не торопятся занимать очередь с заявками на участие, ярмарке имеет смысл поддерживать свое реноме хотя бы факультативно. Нонпрофитные выставки дохода устроителям не приносят, зато вызывают дополнительный интерес публики и поднимают общую планку. В любом случае, эта ситуация перспективнее, чем распродажа всех площадей до последнего метра абы кому.
Нынешняя увлеченность темой спецпроектов даже привела к появлению на ярмарке музейного стенда. Произведения из своих фондов показывает Тамбовская картинная галерея. Тут и Александр Куприн, и Роберт Фальк, и Петр Кончаловский, и Александр Дейнека. Сплав авангарда с социалистическим реализмом - тренд не новый, конечно, но сами эти работы большинством столичных зрителей прежде не видены. Пожалуй, подобный эпиграф больше сгодился бы для Антикварного салона, однако уже и то хорошо, что художественное качество привезенных полотен ощутимо выше, чем у многих современных опусов. С таким камертоном приобретать халтуру (каковой на "Арт Манеже", честно говоря, немало) будет морально тяжелее.
Найдутся здесь спецпроекты и от частных коллекционеров - тоже занимательные. Скажем, выставка "Вход и Выход" представляет арт-собрание известного кардиохирурга Михаила Алшибая. Причем главными героями экспозиции стали не те андеграундные авторы, которым Алшибая всегда отдавал предпочтение, а художники следующего поколения - назвать хотя бы Олега Кулика, Леонида Тишкова, Константина Батынкова, Андрея Бартенева. По соседству расположился стенд с "наивным" искусством, любопытные образцы которого были собраны за годы Ксенией Богемской, заместителем директора Пушкинского музея по научной работе (Ксения Георгиевна умерла совсем недавно). Работы примитивистов вроде Павла Леонова, Кати Медведевой, Василия Романенкова, Елены Волковой образуют особый слой изобразительной культуры, поклонниками и знатоками которого являются в основном люди с хорошим художественным образованием. Тем примечательнее показ этой выставки в "демократическом" контексте "Арт Манежа".
Приличные авторы и любопытные стенды есть и в коммерческой программе ярмарки. К сожалению, подавляющим большинством они не становятся. Проблема адекватного наполнения манежного пространства никуда не делась. По-прежнему хватает откровенно салонных произведений и галерей "имени себя", когда владелец заведения продает собственные работы. Пожалуй, излишне говорить, что на международных ярмарках высокого класса такая ситуация вряд ли возможна... Но все же впервые за последние годы организаторы "Арт Манежа" всерьез задумались о том, из чего именно складывается ярмарка. Симптомы обнадеживают.