Вирус не сдается, но отступает
В этом году исполнилось 30 лет открытию нового заболевания - синдрома приобретенного иммунодефицита человека. Сегодня благодаря достижениям науки из фатального оно превратилось в хроническое контролируемое заболевание вроде диабета или ишемической болезни сердца. О прогнозах борьбы со СПИДом обозревателю "Известий" рассказал руководитель Биомедицинского центра Санкт-Петербургского университета доктор биологических наук Андрей Козлов.
известия: Андрей Петрович, насколько я помню, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) был открыт почти случайно?
Андрей Козлов: Его помогло обнаружить открытие в конце 70-х годов ХХ века вирусов лейкоза. Для их изучения были созданы новые методы, с помощью которых ВИЧ и был открыт в 1983-1984 годах, то есть уже через 3-4 года после обнаружения СПИДа. Выяснилось, что СПИД является завершающей стадией ВИЧ-инфекции.
и: Это и позволило создать первые диагностические тест-системы?
Козлов: Да, их разработали в кратчайшие сроки, что помогло установить истинный размах эпидемии. Диагностикумы позволили сделать безопасными банки крови и проводить рутинное тестирование на ВИЧ, что оказалось важным средством профилактики. Напомню, что скрининг на ВИЧ в масштабах страны был предложен нашими учеными и теперь принят во всем мире. Затем удалось создать целый спектр лекарств, которые значительно продлевают жизнь ВИЧ-инфицированных. Однако пока не позволяют вылечить их полностью.
и: Сегодня надежды на победу над вирусом связаны с созданием вакцин?
Козлов: Три кандидатные вакцины, созданные в мире, уже достигли третьей фазы клинических испытаний, одна из них показала эффективность в 30%. Это позволяет надеяться, что усилить защитные свойства вакцины удастся.
и: Не такой уж весомый результат, если подсчитать, сколько на него ушло времени и средств. А сколько еще понадобится?
Козлов: Во-первых, многие вакцины и до этого разрабатывались десятилетиями. Во-вторых, не стоит забывать, что ВИЧ - это самый сложный возбудитель инфекции, с которыми человечеству приходилось до этого сталкиваться. Он умеет прятаться в хромосомах хозяйских клеток, изменчив, как вирус гриппа, поражает клетки иммунной системы, призванные с ним бороться, передается половым путем... Наконец, заболевание развивается медленно и незаметно для человека в течение нескольких лет и приводит к смерти. Такого набора свойств не имеет ни один из известных вирусов.
и: В последний год в вашем центре сделаны два важных открытия о ВИЧ. Похоже, они серьезно изменят представления науки о вирусе?
Козлов: Да, мы получили новые данные об острой фазе ВИЧ-инфекции, то есть о первых нескольких днях после заражения. Оказалось, что именно в этот период ВИЧ-инфицированные являются наиболее заразными, поскольку в их крови содержится наибольшая концентрация вируса. Но по большинству тестов они будут считаться ВИЧ-негативными, потому что у них еще нет антител к вирусу.
и: Получается, что доверять экспресс-диагностике на ВИЧ больше нельзя - она не показывает истинной картины?
Козлов: Видимо, системам здравоохранения всех стран придется внедрять другие методы диагностики, в частности полимеразную цепную реакцию, которая позволяет найти вирус сразу же после заражения. Я не исключаю, что и лечение ВИЧ-инфицированных надо начинать с этой стадии. Наконец, и вакцину надо создавать против вирусов, присутствующих именно в острой фазе.
и: Ученые США доказали, что при половом инфицировании большинство людей заражается всего одной вирусной частицей. Вам удалось доказать, что так происходит и заражение через кровь. Что эти открытия меняют в понимании природы болезни?
Козлов: Предстоит понять, чем же отличаются именно эти "активные" вирусы от всех других, и создавать вакцину не универсальную, а именно против них. Разработки вакцин против ВИЧ продолжаются в Санкт-Петербурге, Москве и Новосибирске. Правительство выделило на них миллиард рублей на 2007-2010 годы. В результате все три кандидатные вакцины достигли первой стадии клинических испытаний. Это большой успех, но надо делать больше. Мне кажется, целесообразно включить разработки по СПИДу в тематику инновационных проектов, например, в "Сколково". Если наши вакцины окажутся успешными, это будет достижение мирового уровня.