Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Мантуров заявил о готовности РФ предложить Индонезии АЭС большой мощности
Мир
Нарышкин заявил об укреплении позиций НАТО на границе с Калининградом
Мир
Премьер Франции анонсировал выделение €3 млрд на оборону
Мир
FT заявила об изучении ЕС возможности разрыва контрактов на поставку газа из РФ
Мир
Шор заявил о притеснении жителей Гагаузии властями Молдавии из-за поддержки РФ
Мир
В МИД РФ заявили о бойкоте предстоящего мероприятия по линии ОБСЕ
Мир
Краснов отметил важность консультаций между РФ и ОАЭ в вопросе правовой помощи
Мир
В МИД РФ заявили о бездействии ОБСЕ по проблеме радикализации в Европе
Мир
СМИ узнали об отказе США присоединяться к заявлению G7 с осуждением удара по Сумам
Мир
Посол КНР заявил о плане договориться с РФ о росте закупок газа в 2025 году
Мир
Песков заявил о четком намерении РФ двигаться в сторону мира на Украине
Мир
СМИ сообщили о вынужденном отказе Каллас от создания фонда для Украины
Туризм
На майских праздниках за рубежом планируют отдохнуть около 900 тыс. россиян
Мир
В МИД РФ назвали циничной атаку ВСУ по Курской области на фоне заявлений о мире
Мир
Российские спасатели завершили миссию в Мьянме после землетрясения
Общество
В России банк оштрафовали за пересылку персональных данных в WhatsApp
Экономика
Экономист не исключил возврата ЕС к импорту российского газа

Калина переучит столицу

Назначение на должность руководителя департамента образования г. Москвы Исаака Калины в столичном образовательном сообщество восприняли по-разному. Одни сдержанно, другие - опаской, третьи - с надеждой. Обозреватель "Известий" Андрей Чернаков встретился с новым министром и поговорил о его первых шагах и стратегических задачах
12
Исаак Калина хочет решать проблемы столичного образования вместе с родителями (фото: ИТАР-ТАСС)
Выделить главное
Вкл
Выкл

Назначение на должность руководителя департамента образования г. Москвы Исаака Калины в  столичном образовательном сообщество восприняли по-разному. Одни сдержанно, другие - опаской, третьи - с надеждой. Обозреватель "Известий" Андрей Чернаков встретился с новым министром и поговорил о его первых шагах и стратегических задачах.

известия: Перед тем, как вы заняли свой пост, начали говорить о том, сегодня Москва отстает от целого ряда регионов в вопросах образовательной реформы. Согласны ли вы с тем, что в этой сфере в последние годы в столице наблюдается застой?

Исаак Калина: Столичная система образования располагает мощнейшим потенциалом. Зарплаты педагогов и оснащение московских школ несравнимы с любым другим городом России. Уровень образованности московских семей - высочайший. Но весь этот потенциал сегодня находится в противоречии с механизмами управления, которые никого ни на что не мотивируют. Есть две основные модели управления - распределительно-административное управление и формульно-мотивационное. В последнем случае ресурсы распределяются по заранее ясным, четко выработанным формулам, и понятно, что если ты соответствуешь этой формуле, то и получишь соответствующий ресурс. Это хорошо мотивирует - тебя, твоих коллег и учреждение в целом - на то, чтобы соответствовать всем требованиям. А если распределение ресурсов происходит административно-командными методами, это никого ни на что не мотивирует: в самом деле, ведь всем дают, значит, и я получу, а если хорошо попрошу кое-кого, то мне и больше дадут и т.д.

Так вот, сохранение административно-распределительного принципа управления стало входить во все большее противоречие с мощнейшим потенциалом московской системы образования. Поэтому нужно переходить к формульно-мотивационной системе.

и: В этой связи не могу не спросить вас о так называемой НСОТ - новой системе оплаты труда учителей. В Москве она, как известно, пока практически не действует. Теперь заработает?

Калина: Прежде всего, позвольте кое-что прояснить. 13 сентября 2006 года министр образования и науки Андрей Фурсенко утвердил две так называемые модельные методики - нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда. Они неразрывно связаны между собой. По сути это единый документ, состоящий из двух частей. А поскольку здесь присутствует внутренняя логика и связка, обсуждать два этих финансово-экономических механизма в разрыве друг от друга - занятие бесполезное. Так что, давайте говорить и НСОТ, и о НПФ.

Сегодня в стране действует уже не менее полусотни таких систем, и везде просматривается один общий принцип, который, к сожалению, пока трудно обнаружить здесь, в Москве. Деньги в образовательное учреждение следуют за учеником. Но за детьми с разными признаваемыми обществом потребностями следуют и разные деньги. И эта разница должна быть абсолютно прозрачной и понятной обществу. Мы все должны знать, кого, зачем и почему общество финансирует больше. А то ведь, к сожалению, в столице довольно много образовательных учреждений, имеющих повышенный норматив, но при этом далеко не все дети, которые туда попадают, доказали свое право учиться в таких условиях.

и: Как я понял, вы говорите об элитных школах, которые не заслужили повышенного финансирования. Значит ли это, что в Москве будет единый норматив финансирования школ?

Калина: Норматив может называться единым, но к нему могут быть поправочные коэффициенты или специальные программы, по которым выделяются дополнительные средства на реализацию дополнительных задач. А тем, кто действительно реализует более дорогостоящие задачи, пугаться не стоит - надо просто делом доказывать, что твое образовательное учреждение требует от бюджета повышенных средств.

и: Учителей волнует возможная оптимизация московского педагогического корпуса. Столичный профсоюз работников образования уже высказал свои опасения на этот счет. А вы что скажете?

Калина: Никто ничего силой делать не собирается. Просто будет введена новая система, причем не завтра, а постепенно. Предстоит разработать модель, учитывающую столичную специфику, обсудить ее с экспертами и общественностью. На все это потребуется время. Но переход на нормативно-подушевое финансирование, четкие и ясные правила направления средств в систему образования сами покажут педагогическим коллективам, где надо будет принять на работу новых специалистов, а где - наоборот, не надо принимать, поскольку даже не все имеющиеся там работники приносят реальную пользу. Походите по сайтам московских школ - удивительные вещи обнаружите.

Например, мне, как бывшему завучу и директору школы, трудно объяснить необходимость иметь в далеко не огромной школе девять заместителей директора. А ведь при переходе на НПФ эти девять замов будут просто забирать зарплату учителей. И вот тогда коллектив наверняка спокойно соберется и решит, сколько именно нужно заместителей для качественной реализации тех задач, которые стоят перед школой. При переходе на НПФ и НСОТ никто никого "сверху" сокращать не будет. Все будет происходить на основе самоанализа коллективов, причем не только учительских, но и родительских. Я бы очень хотел, чтобы то, что называется государственно-общественным управлением в системе образования, не было игрушкой, имитацией, самоцелью, а было бы мощным инструментом повышения эффективности деятельности системы образования Москвы.

и: Тогда позвольте и мне задать вам вопрос, который волнует меня, как папу сына-детсадовца. Как нам, родителям, узнать, что уже оплачено государством, а что нет?

Калина: В каждом образовательном учреждении есть смета бюджетных расходов на год, составленная заведующим и подписанная начальником окружного управления. Изучив этот документ, вы сразу поймете, на что выделены деньги, на что нет. И если действительно что-то государством не предусмотрено (например, телевизор с системой 3D), а родителям его хочется, они могут решить эту проблему за счет собственных средств.  

и: А штатное расписание? Например, родители интересуются, должна ли в младшей группе детсада быть нянечка, или и без нее можно обойтись?

Калина: Законный вопрос. Я дам поручение вывесить на сайте нашего департамента основные требования к штатному расписанию детсадов. Кто там должен быть обязательно, а кого может и не быть. Нужно повысить прозрачность системы московского образования, в первую очередь для вас, родителей. Пока столичное родительское сообщество будет ощущать себя бесправным, все остальное так и останется утопией. Кстати, одним из самых замечательных инструментов прозрачности как раз и является интернет-сайт. У дошкольных учреждений их может и не быть. Но окружные управления образования должны завести у себя на сайтах соответствующие странички, касающиеся всех подведомственных детсадов. А вот у школ сайты должны быть в обязательном порядке, тем более что и деньги на их создание в свое время выделялись. Самое главное - там должна быть ин-фор-ма-ция, а не перечень мероприятий.

и: Какие еще задачи вы бы назвали первоочередными?

Калина: Нужно добиться, чтобы поступление в первый класс не вынуждало людей искать школу за тридевять земель. Я уже встречался с директорами тех школ, куда бегут первоклашки. И попросил их дать мне списки - из каких микрорайонов, где есть школы, к ним пытаются прийти в первый класс.

и: Явки, фамилии, адреса…

Калина: Да, и это элементарно выяснить. Ведь если куда-то прибыло, значит, где-то убыло. Так давайте посмотрим, откуда убыло. Выясним, кто в этом виноват и определим, что надо делать. Так что, обеспечить каждой московской семье возможность нормального обучения в школе ребенка-первоклассника в шаговой доступности от дома - одна из важнейших задач. А вот старшеклассникам, в свою очередь, нужно предоставить возможность выбрать профиль обучения, обеспеченный высокопрофессиональными педагогами и необходимым оборудованием. Но это, конечно, реально только в полноценных школах старшей ступени. А сегодня часто как бывает? Один-единственный одиннадцатый класс, и в нем два профиля. Один - математический - для тех, кто задачки решает, а второй угадайте какой?

и: Очевидно, гуманитарный…  

Калина: Правильно - для тех, кто в задачках слаб. Выбор еще тот, как вы понимаете... Ну, и, конечно, перед нами стоит задача ликвидировать очереди в дошкольные образовательные учреждения. В столице действительно много достойных детсадов, укомплектованных, с хорошей базой. Но посещать их имеет право каждый московский дошкольник. И то, что на 1 сентября 2010 года туда не попали 28 тысяч детей, конечно, ненормально. Это должно решаться. Будет продолжено строительство детских садов. Но и в самой городской системе образования, поверьте, есть немало внутренних ресурсов, достаточных для того, чтобы серьезно ослабить эту проблему.

Столичное образование в цифрах

В систему образования г. Москвы, подведомственную городскому департаменту образования, входят 2040 дошкольных, 1515 общеобразовательных учреждений, 155 учреждений дополнительного образования, 78 техникумов и колледжей и 5 вузов. В детсадах воспитывается и обучается около 340 тысяч детей, в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях - свыше 737 тысяч, в техникумах и колледжах - 79 тысяч, в вузах - около 25 тысяч учащихся. Учреждения дополнительного образования посещают 336 тысяч детей. В столичной системе образования трудятся свыше 57,5 тысячи педагогических работников.

Карьера Исаака Калины

Исаак Иосифович Калина родился 14 ноября 1950 г. в Оренбургской области.

Окончил школу с золотой медалью, с отличием - Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова по специальности математика (1972 г.) и Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности государственное и муниципальное управление (1998 г.).

В 1972-1973 годах проходил службу в Советской Армии.

С 1973 года - преподаватель СПТУ-12 села Шарлык Оренбургской области, с 1981 года - учитель математики средней школы N2 села Шарлык.

В 1984 году переезжает в Оренбург - директор школы-интерната N1.

С 1989 года на государственной службе: заведующий отделом районного образования Промышленного района г. Оренбурга, с 1992 года - заместитель начальника главного управления образованием администрации Оренбургской области.

В 1996-2002 гг. - начальник главного управления образованием администрации Оренбургской области.

В 2002 году переезжает в Москву: 2002-2004 гг. - заместитель генерального директора ФГУП Издательство "Просвещение".

В 2004 году приглашен в Министерство образования и науки РФ на должность директора департамента государственной политики в сфере образования.

11 сентября 2007 года назначен заместителем министра образования и науки РФ.

С 10 ноября 2010 - министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования г. Москвы.

Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации.

Женат, имеет двоих детей.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением