Осколки монархии и прочая старина
В ЦДХ открылся XXIX Российский антикварный салон, в котором принимают участие две сотни ведущих галерей и антикварных лавок.
За почти пятнадцать лет существования Антикварные салоны знавали и периоды расцвета, и трудные времена. Нет ничего удивительного в том, что торговля старым искусством напрямую зависит от экономической ситуации в стране и в мире. Этот сектор арт-бизнеса особенно чувствителен к разного рода внешним потрясениям, так что недавний кризис переживался антикварами очень тяжело. Сказать, что теперь все проблемы позади, было бы преувеличением, но настрой у нынешних участников салона куда более оптимистический, чем даже полгода назад. Достаточно упомянуть, что этой осенью устроители отвели под антикварную экспозицию все возможные площади, которыми располагает ЦДХ. Такого не было давненько. К тому же после долгого перерыва в составе участников салона замечены две иностранные галереи - из Монте-Карло и Таллина. Считается, что это хороший знак: не секрет, что особенности нашего антикварного законодательства до сих пор не способствовали приезду заграничных торговцев стариной.
Косвенно о выправлении ситуации говорит и обилие тематических выставок на стендах. Когда "финансы поют романсы", мало какие из галерей рискуют делать акценты на определенном, иногда довольно узком репертуаре - например, представлять только одного автора или небольшой круг художников. Сейчас подобного рода мини-выставок насчитывается два десятка. Это и "Картины старых мастеров", и "Только передвижники", и "Русский Париж". Среди тех, кто удостоился персонального показа, - Алексей Пахомов, Николай Чернышев, Александр Бубнов, Николай Неврев. А некоторые участники даже не прочь поиграть в стилевые игры - скажем, московская галерея "2.36" в своем проекте "Непристойное предложение" соединила рисунки в жанре ню от европейских и русских авторов первой половины прошлого столетия.
По традиции на салоне фигурируют и специальные проекты, с торговлей напрямую не связанные. Их здесь два: "Императорские сокровища из частных коллекций" и "Рисунки Николая Крымова из собрания И.Б. Порто". В первом случае речь идет о предметах искусства, принадлежавших когда-то членам семейства Романовых. Хронология выставки охватывает первую половину XIX века, то есть эпоху правления Александра Павловича и Николая Павловича. Изображения этих двух государей занимают существенную часть экспозиции. Имеется даже огромный, в натуральную величину, "ростовой" портрет Александра I кисти Джорджа Доу. Найдутся и мраморные бюсты, и акварельные миниатюры с ликами великих князей и княжон, и батальные сцены, представляющие героические эпизоды войны 1812 года. Понятно, что все это лишь крупицы тех гигантских коллекций, которыми обладали русские монархи и их близкие родственники. Основные сокровища хранятся конечно же в музеях, но не стоит забывать, что в революционные годы многое разлетелось и по частным рукам. Нынешняя выставка - намек на то, что ничто не исчезает бесследно, рано или поздно всплывая на поверхность.
Хронология выставки охватывает первую половину XIX века, то есть эпоху правления Александра Павловича и Николая Павловича. Изображения этих двух государей занимают существенную часть экспозиции
Рисунки великого пейзажиста Николая Крымова, составившие другой спецпроект, выглядят не столь богато. Карандашные и тушевые листы не претендуют на внешний эффект - собственно, сам автор и не предназначал их для публичной демонстрации. Но в этих рабочих материалах прочитывается метод, подход художника к натуре. Именно из подобных рисунков вырастала пейзажная живопись Крымова, очень ценимая знатоками искусства. Владельцем коллекции был покойный Иван Борисович Порто - не только высокий чиновник Министерства культуры, но и страстный исследователь творчества Крымова. Так что нынешнюю выставку можно считать данью памяти и коллекционеру, а не одному лишь художнику.