Горняки знали, что своды шахты обрушатся
Чилийские шахтеры, которые вынуждены были провести 70 дней под землей из-за обвала, несколько раз говорили хозяевам месторождения о приближавшейся катастрофе. За три часа до нее они даже звонили начальству из-под земли, но не добились разрешения подняться на поверхность.
"В 11 утра 5 августа горняки услышали очень сильный треск и хруст, который долго не затихал, - рассказал депутат парламента Карлос Вильчес, член комиссии по расследованию инцидента. - По служебному телефону они дозвонились до управляющего Карлоса Пинильи и сказали, что хотят выйти. Но получили отказ. Шахтеры уверены, что причиной такого ответа стала простая халатность".
Первым о злополучном для хозяев шахты звонке следственной комиссии сообщил один из спасенных горняков, электромеханик Хуан Ильянес. Его слова подтвердили Джимми Санчес и Омар Реигадас, также пережившие заточение.
"Шахта шумела, а нас оставили внутри", - сказал Санчес. "Я сидел в погрузчике, когда начался обвал, - добавил Реигадас. - А потом услышал о звонке. Скорее всего его сделал начальник нашей смены Луис Урсуа или его помощник Флоренсио Авалос. Один из них связался с Пинильей. Мы отлично знали, что происходит с шахтой. Порода хрустела несколько дней подряд".
Сообщения о шуме были не единственным предупреждением о возможной катастрофе. За несколько дней до обвала один из шахтеров, который позже оказался заблокирован под землей, принес начальству собственноручно нарисованный план строительства аварийного выхода. Однако хозяева месторождения проигнорировали инициативу. Аварийных выходов на Сан-Хосе попросту не было. В вентиляционной шахте, к которой первым делом бросились горняки после того, как завалило основной тоннель, не оказалось лестницы на поверхность: ступени уходили вверх только на несколько десятков метров.