Три карты Ольги Свибловой
После пятилетней реконструкции вновь открыто для публики здание Московского Дома фотографии на Остоженке. Правда, сейчас это учреждение официально именуется Мультимедийным комплексом актуальных искусств, в состав которого входит Мультимедиа Арт Музей. В качестве премьерных показов здесь устроены три выставки одновременно.
Совсем уж бездомным заведение Ольги Свибловой никогда не оставалось, но период временного жилья затянулся из-за долгостроя. Реконструкция дома на Остоженке, где МДФ поселился с момента своего основания в 1996 году, существенно выбилась из графика. Но в итоге благополучно завершена. Благодаря архитектурным решениям полезных площадей сейчас набирается около 9 тысяч квадратных метров, из которых 2,5 тысячи приходится на выставочные залы. Это много: в Москве подобные объекты, если иметь в виду художественное назначение, исчисляются единицами.
В соответствии со своим названием Мультимедийный комплекс актуальных искусств будет заниматься не одной только фотографией. Собственно, и прежде так было, но сейчас широта спектра должна проявиться особенно отчетливо. Премьерные выставки как раз и нацелены на то, чтобы обозначить диапазон. Одна из них называется "Избранное" и представляет коллекцию МДФ, насчитывающую более 80 тысяч экспонатов. Разумеется, показать ее в полном объеме невозможно даже при новых площадях, поэтому демонстрируются фрагменты - от подкрашенных альбуминовых отпечатков XIX столетия до видеоарта наших дней.
Выделить какую-то генеральную линию в этой экспозиции затруднительно, можно говорить лишь о пунктирах. Они прочерчены на большом историческом поле, каковым является фотография в России. Снимки Карла Буллы, Александра Гринберга, Александра Родченко, Аркадия Шайхета, Всеволода Тарасевича и других именитых авторов обозначают вехи технологические и идеологические. По сути выставка является намеком на богатство коллекции и выступает в качестве ее эпиграфа. Несколько особняком демонстрируется фотографическая серия Сергея Берменьева "Иосиф Бродский". Эти кадры были сделаны в Нью-Йорке в 1995 году, незадолго до смерти поэта. Со свойственной ему выразительностью портретист запечатлел не столько внешний облик, сколько внутреннее состояние нобелевского лауреата. Этим показом отмечено 70-летие Бродского (кстати говоря, сей юбилей обозначен и на календаре ЮНЕСКО).
Предметом особой гордости директора заведения Ольги Свибловой стала гастрольная выставка "Флюксус: Поживем - увидим...", доставленная из Франции. Речь о международном арт-движении, родившемся на заре 1960-х годов и объединившем на время очень разных людей - художников, музыкантов, актеров, писателей. Дух "Флюксуса" не исчез и сегодня, но что это был за феномен, понять не так уж просто. Между участниками движения (кроме основателя Джорджа Мациюнаса, в него входили Йоко Оно, Джон Кейдж, Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк и еще несколько десятков оригинальных личностей) отличий имелось, кажется, больше, чем сходств. Несмотря на обилие изданных манифестов, говорить о внятной коллективной программе не приходится. Скорее, был общий настрой, стремление развенчать "высокое искусство" и запустить в мир иной творческий алгоритм. Серьезность сочеталась с ерничеством, мастерство - с небрежностью. Посему эту экспозицию воспринимать не очень просто: она буквально провоцирует на то, чтобы воскликнуть: "Ерунда какая-то!" На самом деле объекты, коллажи, акции "Флюксуса" носили вполне утопический характер, подразумевавший переустройство эстетики на планете. Далеко не все удалось, естественно, но здесь усматривается памятник эре 1960-х, которая прорастает в современность по сию пору.