Галльский комфорт в русском Манеже
В московском Манеже прошла выставка "Искусство жить по-французски", где 160 компаний, специализирующихся в декоре и дизайне, предлагали публике не столько свой ассортимент, сколько философию ремесел.
Выставка с таким же заглавием проходила в Москве прошлой осенью, но тогда и масштаб был существенно меньшим, и статус не столь престижным. На этот раз перед российскими зрителями предстал гастрольный вариант знаменитой французской ярмарки "Maison&Objet", что добавило проекту блеска и респектабельности.
Достаточно упомянуть хотя бы тот факт, что почти половина участников экспозиции работает под государственной маркой "Предприятие живого культурного наследия". Этот почетный знак присуждается компаниям, которые обладают ремесленным или промышленным ноу-хау. Иначе говоря, под крышей Манежа собралась элита французского дизайна - элита в первую очередь творческая, выходящая на рынок и со старыми традициями, и с передовыми идеями.
Впрочем, этот выставочный проект не был нацелен на показ каких-то экспериментальных форм или необязательных "шуток гениев", как порой бывает. Достижения дизайнерского хозяйства преподносились под вполне прагматическим соусом: от каждого из стендов должны расходиться невидимые нити, связывающие производителя и потребителя. Не случайно организаторы делали упор на привлечение профессиональной публики - дизайнеров, декораторов, художников и т.п. Здешнее великолепие предназначалось не столько для любования (хотя и для этого тоже), сколько для наведения разного рода мостов. В любую минуту праздный зритель мог превратиться в заказчика, партнера или посредника.
Этой задаче и служила зрелищность, в создании которой французы по обыкновению преуспели. С тех пор как в XVII веке государственный министр Жан-Батист Кольбер инспирировал в стране подъем декоративно-прикладного искусства, многое изменилось и в технологиях, и в тенденциях, но вкус к хорошей подаче остался. Именно он называется умением "жить по-французски". Так, чтобы и самому получать удовольствие, и окружающим показать, что ты не лыком шит. Деньги тут важны, разумеется, но есть кое-что и поглавнее. Предъявить и расшифровать это загадочное "кое-что" как раз была призвана экспозиция в Москве.
Перефразируя лозунг наших конструктивистов, можно сказать, что сегодняшние французские дизайнеры зовут "ни к старому, ни к новому, а к стильному". Подобный подход реализуется очень по-разному, у него нет выраженных внешних признаков. Иногда пропагандируются сугубо постмодернистские взгляды на декор (упомянуть хотя бы фигуры людей, оленей и единорогов, отделанные гобеленами), а в соседнем шоу-руме могут встретиться гобелены в привычном понимании - здесь хранят верность традиционной роскоши. Авангард без труда сплетается с ампиром или барокко и с той же легкостью расплетается, когда дело доходит до отдельных экспонатов. Их национальная принадлежность порой намеренно подчеркнута (к примеру, запоминается стул со спинкой в форме Эйфелевой башни), но это издержки публичной презентации.
На практике французский дух не так уж и заметен: многие тенденции вполне интернациональны. Калейдоскоп из мебели, зеркал, фарфора, светильников, зонтов и сумочек слишком пестр, чтобы вывести из него какую-то базовую идею. Но в умозрении все же удается отыскать секретную формулу галльского дизайна: комфорт возникает из умения объединять качественные детали в креативное целое. Будто бы ничтожная мелочь имеет решающее значение в концепции интерьера, поскольку сама концепция обычно вырастает из подобных мелочей.
Так что "жить по-французски" - это обращать внимание на все вокруг и при этом не напрягаться. Публичный тренинг проведен, теперь можно попробовать применить урок в повседневности.