Полярная академия: проверили - убедились
Публикации в "Известиях" о событиях в Государственной полярной академии, в частности - о подделке подписей на дипломах и о туристах-"нелегалах" в общежитиях, вызвали долгожданную реакцию правоохранителей: Следственный комитет и налоговая инспекция начали проверки вуза. Так уже на официальном уровне стало подтверждаться все, о чем мы рассказали два месяца назад.
Об инциденте в Государственной полярной академии "Известия" писали в июле этого года: напомним, что почти полсотни студентов, как показало наше расследование, получили фактически "липовые" дипломы, потому что вместо председателя Государственной аттестационной комиссии профессора Юрия Мишальченко их подписала секретарша ректора Юлия Рушицкая.
После нашей публикации ректор Полярной академии Кермен Басангова выступила с гневным комментарием в эфире радиостанции "Эхо Москвы": дескать, все подписи - подлиннее некуда, а с газетой будут судиться. Причем почему-то не академия, а Юрий Мишальченко. Профессор, впрочем, в суд на нас не подавал, зато направил в адрес госпожи Басанговой письмо с просьбой разобраться в инциденте. А вскоре проверку фактов начал Следственный комитет при прокуратуре.
Нашлась очевидица событий - одна из сотрудниц академии (в интересах следствия мы не называем ее имени). Она дала показания, из которых следует: выпускники Полярной академии действительно получили дипломы, которые могут быть признаны недействительными.
Напомним, что 44 диплома были испорчены за несколько дней до церемонии вручения. Новые бланки из Москвы вуз получить успел, но к этому времени из Петербурга уехал председатель Госкомиссии, который должен был подписать "обновленные" бланки. Студенты пригрозили администрации вуза прокуратурой, если им не вручат документы вовремя. Тогда-то, видимо, и было решено, что профессора временно "заменит" секретарша.
Новые бланки, на которых не хватало автографа Мишальченко, повезла в приемную ректора сотрудница академии. Отдала их секретарю ректора Юлии Рушицкой. Та, потренировавшись предварительно на листочке бумаги и сверяясь с подлинной подписью председателя ГАК на двух "уцелевших" дипломах, ловко изобразила 44 автографа.
В начале сентября в рамках проверки фактов, изложенных в "Известиях", ту самую сотрудницу, что возила бланки, вызвали в Управление по борьбе с экономическими преступлениями.
- Нам известно, что эту женщину убеждали взять вину на себя, сказать, что подписи подделывала она, - рассказал источник, близкий к следствию. - Если она согласится, это будет с ее стороны большая ошибка. Пока она показывает, что просто сидела в приемной, а Рушицкая что-то писала на привезенных ею дипломах. Установить, кто расписался от имени Мишальченко, может экспертиза.
Но самое интересное случилось позже. Руководство академии, узнав, что подчиненной задавали вопросы о злополучных дипломах, засуетилось: какие именно показания она дала? К чему готовиться? И неожиданно эту же свидетельницу вызвали на новый допрос, на этот раз - в отдел СКП по Фрунзенскому району к следователю Виктории Мазневой.
Между тем, по информации "Известий", районный отдел не должен был иметь отношения к проверке, которую проводит город. С соответствующим вопросом мы обратились в Управление СКП по Санкт-Петербургу. Там обещали выяснить, на каком основании Мазнева вызывала свидетеля.
Мы можем помочь правоохранителям: в академии говорят, что следователь Виктория Мазнева приходится дочерью преподавателю вуза Елене Никифоровой. Остается лишь уточнить: "снимая информацию" со свидетеля, она действовала как представитель следствия или все-таки как "мамина дочка"?
Отметим, что в своих показаниях сотрудница академии не забывает повторять: дескать, Кермен Басангова не подо¬зревала о том, что происходило у нее под носом. Но здесь надо учесть, что эта женщина работает в вузе и, по некоторым данным, живет в его общежитии, то есть она вдвойне зависима от ректора.
Конечно, сама по себе подделка подписи на дипломах могла бы считаться мелочью. Но эта "мелочь" привлекла внимание правоохранителей уже не только к преступлениям, в которых обвиняется прежнее руководство вуза (напомним, что, по версии следствия, бывший проректор Владимир Лукин "заказал" убийство ректора Басанговой из-за того, что та вскрыла его финансовые махинации). Теперь под увеличительным стеклом оказались "шалости" новой администрации.
По информации "Известий", не только прокуратура, но и налоговая инспекция заинтересовалась Полярной академией. В частности, тем, как студенческие общежития превращаются в гостиницы для туристов.
- В одно из наших общежитий под видом туристок заселились две женщины, прожили два дня, а потом потребовали платежные документы, - рассказал "Известиям" источник в академии. - Их попросту "послали", потому что документов не было. А они предъявили удостоверения…
В отделе выездных проверок МИФНС № 27 по Фрунзенскому району эту информацию не подтвердили, но и не опровергли, сославшись на служебную тайну.
"Известия" будут продолжать следить за развитием событий в скандальном вузе.