Маме купили билет в один конец
В северной столице милиция, медики, социальные службы, аппарат уполномоченного по правам человека Алексея Козырева решают судьбу 86-летней Натальи Архирий. От женщины, пережившей блокаду, один за другим отказались дочь, сын и внучка.
Глядя на сухонькую старушку в платке, никто бы не поверил, что 87-летняя Наталья Петровна Архирий только что пересекла половину земного шара, проделав путь от Сиэтла до Чикаго на автобусе, потом самолетом до Стокгольма, оттуда в Хельсинки на пароме и, наконец, поездом - в Санкт-Петербург. Но удивителен не маршрут, а то, что последний отрезок пути старая женщина преодолевала совершенно одна. И неизвестно, как развивались бы события, если бы не ее попутчики в поезде Хельсинки-Санкт-Петербург.
"Еще на перроне привлекла мое внимание пара женщин: очень старенькая бабушка и ведущая ее женщина лет 55, - рассказал один из них в своем блоге. - Бабушка, пока шла, успела упасть, сопровождавшая женщина стала ее поднимать, довольно сильно повысив голос: "Ну что ты, давай вставай!". Тут начали подавать поезд, обычная суета, посадка в вагоны. Молодая женщина быстро скидывает сумки и, не прощаясь, просто убегает!.. "
Старушка рассказала попутчикам свою историю. Женщина, посадившая ее в поезд, - это дочь Катя, гражданка Америки. Последние два года Наталья Петровна жила у нее. А потом запросилась домой. Но поскольку российской визы у Кати не было, она сопроводила маму только до Хельсинки. Наталья Петровна сообщила, что сама-то она - из Перми, но в Петербурге ее ждет сын, чтобы увезти к себе в карельский город Сортавала. Однако на Финляндском вокзале старушку никто не встречал.
Скитания Натальи Петровны продолжились: опорный пункт милиции, потом Елизаветинская больница, где на удивленье крепкой для своего возраста старушке было нечего делать... А что дальше?
- Милиция нашла сына Натальи Петровны, и мы с ним связались, - рассказали "Известиям" в аппарате уполномоченного по правам человека Алексея Козырева, который принял участие в судьбе брошенной старушки. - Но Михаил Архирий, оказывается, и не собирался встречать мать, тем более - забирать к себе. Он вообще от матери отказался.
Сын отделался факсом: дескать, мать не хочет видеть, от встреч с ней отказывается. Точно так же отреагировала и внучка Натальи Петровны, которую разыскали в Иванове: сообщила, что в последний раз общалась с бабушкой в трехлетнем возрасте и видеть ее не желает.
- Нам удалось выяснить, что в Пермском крае у Натальи Петровны была неприватизированная квартира, которую она сдала два года назад, уезжая к дочери в Штаты, - говорят представители питерского омбудсмена. - То есть и там ей некуда податься.
В конце минувшей недели Алексею Козыреву удалось договориться, чтобы Наталью Архирий поместили в Центр социального обслуживания Невского района Петербурга. Но это - всего лишь временная мера.
Впрочем, сама Наталья Петровна своих родных не винит. Про дочь говорит, что, мол, та ее из Америки отпускать не хотела.
- А я ей: на черта мне эта Америка, - негодует старушка. - Говорю: не увезешь - ползком уползу!
И на встречу с сыном она все еще надеется. Алексей Козырев говорит, что у него язык не повернулся рассказать старой женщине, что от нее отвернулись дети.
Отметим, что и питерский омбудсмен, по большому счету, не должен бы заниматься судьбой брошенной старушки.
- Ведь права Натальи Петровны никто не нарушал, сама она ко мне не обращалась, - объяснил "Известиям" Алексей Козырев. - Но жаль ее чисто по-человечески.
К тому же, добавляют в аппарате омбудсмена, Наталья Архирий имеет к Санкт-Петербургу самое прямое отношение: урожденная ленинградка, она провела здесь всю блокаду, а потом уехала на Урал. До самой пенсии работала на шахте. Растила двоих детей. Как выяснилось - не шибко благодарных.