Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года

Застава Хуциева

Сегодня исполняется 85 лет классику советского кино - народному артисту СССР, президенту Гильдии кинорежиссеров России Марлену Мартыновичу Хуциеву. Накануне юбилейной даты с ним побеседовала наш кинообозреватель Вита Рамм
0
Марлен Хуциев: я бы поставил памятник русским зодчим, я даже его нарисовать готов (фото: Глеб Щелкунов/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сегодня исполняется 85 лет классику советского кино - народному артисту СССР, президенту Гильдии кинорежиссеров России Марлену Мартыновичу Хуциеву. Накануне юбилейной даты с ним побеседовала наш кинообозреватель Вита Рамм.

известия: Недавно были обнародованы списки членов альтернативного Киносоюза, но там не оказалось вашей фамилии. У вас конфликт с новой структурой?

марлен хуциев: Об инициативе создать новый союз я узнал значительно позже, чем мог бы. Они все делали тайно. Но когда со мной заговорили об этом, я не поддержал по одной простой причине - не понимаю благородного пафоса, который поставлен в основу желания отделиться. Какая тут справедливость, если речь идет о разделении?! Я бы понял, если бы о создании нового Союза было объявлено после съезда в Гостином Дворе, - ведь тогда звучало много недовольных голосов. Но Киносоюз организовался только в этом году. Сейчас в Союзе кинематографистов готовится очередной съезд. Какие решения он примет, во многом зависит от активности членов СК. Я вступил в Союз в момент его основания. А создавали его наши великие кинематографисты Иван Александрович Пырьев, Михаил Ильич Ромм, Сергей Иосифович Юткевич, Алексей Яковлевич Каплер, Михаил Константинович Калатозов и многие другие. Союз учреждался с намерением активизировать общественную и творческую жизнь кинематографистов страны. Сегодня я слышу упреки в адрес СК - мол, это была такая же тоталитарная организация, как и сама советская власть. Согласиться с этим не могу. Я - свидетель работы СК и могу много рассказать о том, сколько добра было сделано для кинематографистов. Мы много построили - дома творчества, дома кино, организовали в республиках отделения Союза. Мы не только обсуждали фильмы, мы их защищали от произвола властей.

и: Но руководство новой структуры уже не требует от своих членов непременно выйти из СК...

хуциев: Новая организация, я считаю, раскалывает наш Союз. А я не сторонник раскола. Я предполагал, когда меня избирали в председатели, что мы сможем консолидироваться. У нас была масса позитивных намерений. Но все пошло по другому руслу. А цель создания новой организации мне непонятна. Не считайте мою позицию обидой, что организаторы не обратились ко мне с самого начала. Но когда меня позвали, я отказался. Тогда они стали говорить: мол, как же так, вы же лидер оппозиции в СК. Это совсем не так. Я им пояснил, что я не их лидер и не упиваюсь ощущением лидерства. Я согласился с выдвижением своей кандидатуры в 2008 году не потому, что мне хотелось руководить. Мои коллеги мне объясняли, что это необходимо для блага нашего Союза, и я им поверил. Но потом, к сожалению, все пошло не так.

и: Вы имеете в виду конфликт некоторых членов СК с председателем организации Никитой Михалковым?

хуциев: У меня лично с Михалковым никогда никаких конфликтов не было. Я не считаю его позицию верной, но тут сильно постарались те, кто был вокруг него. Я - оптимист и надеюсь, что все эти события отшумят. А мы должны понять, что трудиться надо всем вместе. Помимо скандалов и конфликтов, в нашем кинематографе масса новых, насущных задач.

и: Например?

хуциев: Мне кажется, сегодня в наших фильмах не хватает глубоких, серьезных нравственных тем. Если обратиться к истории, мы видим, что каждый народ сохраняет себя в достижениях науки и культуры прежде всего. Военные победы прогремят да и остаются в прошлом. А Россия может гордиться своей великой литературой, великой живописью. В Советском Союзе был великий кинематограф. Как можно об этом забыть? Когда все перестраивалось, многие из достижений советского времени были отвергнуты. А зря. Надо было взять самое лучшее, что было создано и прекрасно функционировало. Например, отлаженный прокат и хорошо отработанный процесс организации фильмов.

и: Во времена перестройки боролись прежде всего с государственной цензурой.

хуциев: Государство как главный и единственный спонсор требовало соблюдать свои условия. Оно имело на это право. Сегодня аналогично поступают продюсеры. Только результаты не радуют - в отличие от советского кино. А вместе с цензурой ушел институт профессиональной редактуры. И это видно на экране.

и: Вы так спокойно относитесь к цензуре, хотя на себе испытали политическое давление чуть ли не с первого фильма - дипломной работы "Градостроители"...

хуциев: Существование цензуры оправдано, если цензоры соблюдают законы. Например, в дореволюционной России был издан "Капитал" Маркса, представляете? Советская цензура чаще всего занималась придирками и выхолащивала художественные произведения по мелочам. Но с ней можно было бороться, знаю по собственному опыту. В моей биографии был только один фильм, который прошел без единого замечания. Это наша с Феликсом Миронером картина "Весна на Заречной улице".

и: Неужели зоркие цензоры не усмотрели в нем несоответствие с тезисом о всеобщем равенстве? Ведь между рабочим и учительницей - пропасть, которую не преодолеть.

хуциев: Вы знаете, нет, не усмотрели. Мы с Миронером, конечно, думали о культурном различии героев. Но цензоры не обратили на это внимания. Наверное, им понравилась сама история. Феликс не скрывал, что идею ему подсказал фильм по сценарию Владимира Маяковского "Барышня и хулиган". Правда, были проблемы с утверждением Коли Рыбникова на главную роль, но нам удалось его отстоять. "Весну..." я вспоминаю с теплотой, это моя чудесная молодость. Операторами у нас на картине работали институтские друзья Петр Тодоровский и Радомир Василевский. Многие актеры также были из ВГИКа. Помню свое удивление после первого просмотра: неужели нам удалось это сделать? А Петра я дважды снимал - в дипломной работе и потом в телефильме "Был месяц май...". С "Весной на Заречной улице" в моей жизни связан еще один важный момент. Именно после него меня приняли в Союз кинематографистов. Я был одним из первых его членов, а рядом такие мастера! Это придавало сил и веры в профессию.

и: Следующим вашим фильмом после "Весны..." были "Два Федора" с Василием Шукшиным. Известно, насколько тяжело впоследствии проходили цензуру "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича"), "Июльский дождь", но неужели и "Два Федора" попали под каток?

хуциев: Ох, и досталось мне от местных властей! "Два Федора" снимались на Одесской киностудии. Украинские партийцы усмотрели в фильме страшный пессимизм и возмутились: "Война уже закончилась, а вы вновь заставляете зрителей переживать". Намного легче работалось на "Мосфильме" на схожей послевоенной теме Сергею Бондарчуку с его "Судьбой человека". А меня местные перестраховщики терзали, помню, нещадно. Пришлось пожертвовать некоторыми эпизодами. И тогда же Виктор Некрасов подарил мне книгу "В окопах Сталинграда" с надписью: "Марлену. Держись - можно удержаться". Вот я и держался все годы.

Так получилось, что на фильм "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича") обратил внимание Никита Сергеевич Хрущев. Он негативно отозвался об одном эпизоде, который "вносил разлад в дружную советскую семью". Сейчас это выглядит как анекдот. Однажды после рабочего просмотра в студийном кинозале вдруг высказался начальник пожарной охраны: "Как это отец уходит от сына, не сказав ему ни слова? Ведь даже собака не бросает своих щенков". И когда Хрущев с высокой трибуны повторил эту фразу слово в слово, стало понятно, что студия прослушивалась. Я старался сохранить фильм и вместо монтажных поправок переснимал целые сцены. Для меня было важно отстоять - пусть и в смягченном виде - атмосферу и смысл картины... А вот своевременному выходу фильма "Бесконечность" помешала уже не цензура, а дефолт.

и: К сожалению, ваш замысел "Пушкин" из-за цензурных придирок и вовсе остался лишь в сценарном изложении.

хуциев: События в нем начинались после окончания лицея и до самой смерти поэта. Замысел был огромный. Когда не удалось пробить съемки, я записал на радио сериал о Пушкине. Но монтаж отложился, так как представилась возможность снимать "Невечернюю". Все исходные материалы сохранились, и сейчас работа над радиоспектаклем возобновилась. Недавно издательство "Художественная литература" предложило выпустить сборник моих сценариев, в том числе и "Пушкина". С одной стороны, боязно - а вдруг у читателей будет разочарование. С другой - надо ведь писать вступительную или какую-нибудь мемуарную статью. Но не в моих правилах наговорить на магнитофон, а потом читать расшифровки. Наброски от руки я делаю сам, потом перепечатываю на машинке. Она у меня раритет, "Колибри", на ней я печатал сценарий "Мне двадцать лет". Но пока не закончу работу над фильмом "Невечерняя", заниматься другим не могу. У меня еще все впереди, до ста лет еще много времени... Надеюсь, в ближайшие годы я завершу фильм. Там немного осталось, но, к сожалению, сцена встречи двух гениев - Толстого и Чехова - затянулась.

и: Проблема с финансированием?

хуциев: На производство фильма деньги были выделены, но недостаточно. В Минкульте посчитали, что раз это экранизация нашей с сыном Игорем пьесы, значит, как было сказано, "для камерного фильма с говорящими головами" хватит и минимальной суммы. Не было учтено, что мне надо и снимать Севастополь, оборону которого вспоминает Лев Николаевич, и историческую атмосферу воссоздать. И веранда дачи Паниной, где общались Лев Николаевич и Антон Павлович, настоящая. Обстоятельства складываются так, что уже идет монтажно-тонировочный процесс, однако требуется еще несколько досъемок.

и: Подарить вам необходимую сумму в честь юбилея государство, наверное, уже не успеет...

хуциев: Мне хотелось бы, чтобы государство решилось поставить памятник. Нет, не мне (смеется). Еще несколько лет назад я предложил, чтобы напротив Дома Пашкова, на Боровицком холме, где сейчас с многочисленными дискуссиями строится депозитарий, был бы поставлен памятник русским зодчим. Я даже его нарисовать готов. Если есть памятники писателям, артистам, композиторам, то и архитекторы тоже заслужили.

и: Как будете отмечать юбилей?

хуциев: Скромно, дома. Не люблю всяких торжественных банкетов. Творческий вечер в Доме кино пройдет, но чуть позже.

и: Есть ли у вас мечта, которая еще не исполнилась?

хуциев: Есть. Я вырос в Тбилиси и верю, что закончатся все нынешние противостояния между Россией и Грузией. Мы много веков прожили вместе и взаимообогащали друг друга. У нас общая история, общая религия, множество родственных связей.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир