Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Рубио заявил о лучшем понимании позиции РФ после переговоров по Украине
Мир
Бессент раскритиковал политику Всемирного банка по отношению к Китаю
Мир
В Венгрии завершена реставрация мемориала павшим воинам Дебреценской операции
Мир
Белорусские пограничники обнаружили избитого беженца возле границы с Литвой
Мир
На памятник членам УПА в Польше добавили напоминание о геноциде
Общество
Количество поездок российских туристов на Мадагаскар выросло в последние годы
Политика
Политолог назвала торгом заявления США о возможном выходе из переговоров по Украине
Общество
В Екатеринбурге возбудили уголовное дело после массового отравления детей в школе
Мир
Депутат бундестага назвал роль СССР в окончании ВОВ ключевой
Мир
Спикер парламента Турции призвал граждан подготовиться к новому землетрясению
Мир
Иран начал укреплять подземные ядерные объекты на фоне переговоров с США
Общество
Огонь Победы отправился из Москвы в 12 городов России в преддверии 9 Мая
Мир
Хуситы заявили об ударах по целям в израильских Тель-Авиве и Хайфе
Страна
Мужчина погиб в ДТП с грузовиком в Иркутской области
Мир
Посол РФ в Австрии подчеркнул необходимость для ЕС восстановить связи с Россией
Происшествия
Восемь детей госпитализированы после ДТП с автобусом в Севастополе
Общество
Взорвавшего страйкбольную пиротехнику в гостинице «Восток» в Москве арестовали

Застава Хуциева

Сегодня исполняется 85 лет классику советского кино - народному артисту СССР, президенту Гильдии кинорежиссеров России Марлену Мартыновичу Хуциеву. Накануне юбилейной даты с ним побеседовала наш кинообозреватель Вита Рамм
105
Марлен Хуциев: я бы поставил памятник русским зодчим, я даже его нарисовать готов (фото: Глеб Щелкунов/"Известия")
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сегодня исполняется 85 лет классику советского кино - народному артисту СССР, президенту Гильдии кинорежиссеров России Марлену Мартыновичу Хуциеву. Накануне юбилейной даты с ним побеседовала наш кинообозреватель Вита Рамм.

известия: Недавно были обнародованы списки членов альтернативного Киносоюза, но там не оказалось вашей фамилии. У вас конфликт с новой структурой?

марлен хуциев: Об инициативе создать новый союз я узнал значительно позже, чем мог бы. Они все делали тайно. Но когда со мной заговорили об этом, я не поддержал по одной простой причине - не понимаю благородного пафоса, который поставлен в основу желания отделиться. Какая тут справедливость, если речь идет о разделении?! Я бы понял, если бы о создании нового Союза было объявлено после съезда в Гостином Дворе, - ведь тогда звучало много недовольных голосов. Но Киносоюз организовался только в этом году. Сейчас в Союзе кинематографистов готовится очередной съезд. Какие решения он примет, во многом зависит от активности членов СК. Я вступил в Союз в момент его основания. А создавали его наши великие кинематографисты Иван Александрович Пырьев, Михаил Ильич Ромм, Сергей Иосифович Юткевич, Алексей Яковлевич Каплер, Михаил Константинович Калатозов и многие другие. Союз учреждался с намерением активизировать общественную и творческую жизнь кинематографистов страны. Сегодня я слышу упреки в адрес СК - мол, это была такая же тоталитарная организация, как и сама советская власть. Согласиться с этим не могу. Я - свидетель работы СК и могу много рассказать о том, сколько добра было сделано для кинематографистов. Мы много построили - дома творчества, дома кино, организовали в республиках отделения Союза. Мы не только обсуждали фильмы, мы их защищали от произвола властей.

и: Но руководство новой структуры уже не требует от своих членов непременно выйти из СК...

хуциев: Новая организация, я считаю, раскалывает наш Союз. А я не сторонник раскола. Я предполагал, когда меня избирали в председатели, что мы сможем консолидироваться. У нас была масса позитивных намерений. Но все пошло по другому руслу. А цель создания новой организации мне непонятна. Не считайте мою позицию обидой, что организаторы не обратились ко мне с самого начала. Но когда меня позвали, я отказался. Тогда они стали говорить: мол, как же так, вы же лидер оппозиции в СК. Это совсем не так. Я им пояснил, что я не их лидер и не упиваюсь ощущением лидерства. Я согласился с выдвижением своей кандидатуры в 2008 году не потому, что мне хотелось руководить. Мои коллеги мне объясняли, что это необходимо для блага нашего Союза, и я им поверил. Но потом, к сожалению, все пошло не так.

и: Вы имеете в виду конфликт некоторых членов СК с председателем организации Никитой Михалковым?

хуциев: У меня лично с Михалковым никогда никаких конфликтов не было. Я не считаю его позицию верной, но тут сильно постарались те, кто был вокруг него. Я - оптимист и надеюсь, что все эти события отшумят. А мы должны понять, что трудиться надо всем вместе. Помимо скандалов и конфликтов, в нашем кинематографе масса новых, насущных задач.

и: Например?

хуциев: Мне кажется, сегодня в наших фильмах не хватает глубоких, серьезных нравственных тем. Если обратиться к истории, мы видим, что каждый народ сохраняет себя в достижениях науки и культуры прежде всего. Военные победы прогремят да и остаются в прошлом. А Россия может гордиться своей великой литературой, великой живописью. В Советском Союзе был великий кинематограф. Как можно об этом забыть? Когда все перестраивалось, многие из достижений советского времени были отвергнуты. А зря. Надо было взять самое лучшее, что было создано и прекрасно функционировало. Например, отлаженный прокат и хорошо отработанный процесс организации фильмов.

и: Во времена перестройки боролись прежде всего с государственной цензурой.

хуциев: Государство как главный и единственный спонсор требовало соблюдать свои условия. Оно имело на это право. Сегодня аналогично поступают продюсеры. Только результаты не радуют - в отличие от советского кино. А вместе с цензурой ушел институт профессиональной редактуры. И это видно на экране.

и: Вы так спокойно относитесь к цензуре, хотя на себе испытали политическое давление чуть ли не с первого фильма - дипломной работы "Градостроители"...

хуциев: Существование цензуры оправдано, если цензоры соблюдают законы. Например, в дореволюционной России был издан "Капитал" Маркса, представляете? Советская цензура чаще всего занималась придирками и выхолащивала художественные произведения по мелочам. Но с ней можно было бороться, знаю по собственному опыту. В моей биографии был только один фильм, который прошел без единого замечания. Это наша с Феликсом Миронером картина "Весна на Заречной улице".

и: Неужели зоркие цензоры не усмотрели в нем несоответствие с тезисом о всеобщем равенстве? Ведь между рабочим и учительницей - пропасть, которую не преодолеть.

хуциев: Вы знаете, нет, не усмотрели. Мы с Миронером, конечно, думали о культурном различии героев. Но цензоры не обратили на это внимания. Наверное, им понравилась сама история. Феликс не скрывал, что идею ему подсказал фильм по сценарию Владимира Маяковского "Барышня и хулиган". Правда, были проблемы с утверждением Коли Рыбникова на главную роль, но нам удалось его отстоять. "Весну..." я вспоминаю с теплотой, это моя чудесная молодость. Операторами у нас на картине работали институтские друзья Петр Тодоровский и Радомир Василевский. Многие актеры также были из ВГИКа. Помню свое удивление после первого просмотра: неужели нам удалось это сделать? А Петра я дважды снимал - в дипломной работе и потом в телефильме "Был месяц май...". С "Весной на Заречной улице" в моей жизни связан еще один важный момент. Именно после него меня приняли в Союз кинематографистов. Я был одним из первых его членов, а рядом такие мастера! Это придавало сил и веры в профессию.

и: Следующим вашим фильмом после "Весны..." были "Два Федора" с Василием Шукшиным. Известно, насколько тяжело впоследствии проходили цензуру "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича"), "Июльский дождь", но неужели и "Два Федора" попали под каток?

хуциев: Ох, и досталось мне от местных властей! "Два Федора" снимались на Одесской киностудии. Украинские партийцы усмотрели в фильме страшный пессимизм и возмутились: "Война уже закончилась, а вы вновь заставляете зрителей переживать". Намного легче работалось на "Мосфильме" на схожей послевоенной теме Сергею Бондарчуку с его "Судьбой человека". А меня местные перестраховщики терзали, помню, нещадно. Пришлось пожертвовать некоторыми эпизодами. И тогда же Виктор Некрасов подарил мне книгу "В окопах Сталинграда" с надписью: "Марлену. Держись - можно удержаться". Вот я и держался все годы.

Так получилось, что на фильм "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича") обратил внимание Никита Сергеевич Хрущев. Он негативно отозвался об одном эпизоде, который "вносил разлад в дружную советскую семью". Сейчас это выглядит как анекдот. Однажды после рабочего просмотра в студийном кинозале вдруг высказался начальник пожарной охраны: "Как это отец уходит от сына, не сказав ему ни слова? Ведь даже собака не бросает своих щенков". И когда Хрущев с высокой трибуны повторил эту фразу слово в слово, стало понятно, что студия прослушивалась. Я старался сохранить фильм и вместо монтажных поправок переснимал целые сцены. Для меня было важно отстоять - пусть и в смягченном виде - атмосферу и смысл картины... А вот своевременному выходу фильма "Бесконечность" помешала уже не цензура, а дефолт.

и: К сожалению, ваш замысел "Пушкин" из-за цензурных придирок и вовсе остался лишь в сценарном изложении.

хуциев: События в нем начинались после окончания лицея и до самой смерти поэта. Замысел был огромный. Когда не удалось пробить съемки, я записал на радио сериал о Пушкине. Но монтаж отложился, так как представилась возможность снимать "Невечернюю". Все исходные материалы сохранились, и сейчас работа над радиоспектаклем возобновилась. Недавно издательство "Художественная литература" предложило выпустить сборник моих сценариев, в том числе и "Пушкина". С одной стороны, боязно - а вдруг у читателей будет разочарование. С другой - надо ведь писать вступительную или какую-нибудь мемуарную статью. Но не в моих правилах наговорить на магнитофон, а потом читать расшифровки. Наброски от руки я делаю сам, потом перепечатываю на машинке. Она у меня раритет, "Колибри", на ней я печатал сценарий "Мне двадцать лет". Но пока не закончу работу над фильмом "Невечерняя", заниматься другим не могу. У меня еще все впереди, до ста лет еще много времени... Надеюсь, в ближайшие годы я завершу фильм. Там немного осталось, но, к сожалению, сцена встречи двух гениев - Толстого и Чехова - затянулась.

и: Проблема с финансированием?

хуциев: На производство фильма деньги были выделены, но недостаточно. В Минкульте посчитали, что раз это экранизация нашей с сыном Игорем пьесы, значит, как было сказано, "для камерного фильма с говорящими головами" хватит и минимальной суммы. Не было учтено, что мне надо и снимать Севастополь, оборону которого вспоминает Лев Николаевич, и историческую атмосферу воссоздать. И веранда дачи Паниной, где общались Лев Николаевич и Антон Павлович, настоящая. Обстоятельства складываются так, что уже идет монтажно-тонировочный процесс, однако требуется еще несколько досъемок.

и: Подарить вам необходимую сумму в честь юбилея государство, наверное, уже не успеет...

хуциев: Мне хотелось бы, чтобы государство решилось поставить памятник. Нет, не мне (смеется). Еще несколько лет назад я предложил, чтобы напротив Дома Пашкова, на Боровицком холме, где сейчас с многочисленными дискуссиями строится депозитарий, был бы поставлен памятник русским зодчим. Я даже его нарисовать готов. Если есть памятники писателям, артистам, композиторам, то и архитекторы тоже заслужили.

и: Как будете отмечать юбилей?

хуциев: Скромно, дома. Не люблю всяких торжественных банкетов. Творческий вечер в Доме кино пройдет, но чуть позже.

и: Есть ли у вас мечта, которая еще не исполнилась?

хуциев: Есть. Я вырос в Тбилиси и верю, что закончатся все нынешние противостояния между Россией и Грузией. Мы много веков прожили вместе и взаимообогащали друг друга. У нас общая история, общая религия, множество родственных связей.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением