Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Елизаветовка в ДНР
Мир
Землетрясение магнитудой 5,5 зафиксировали у берегов Папуа — Новой Гвинеи
Мир
В Австрии потребовали лишить беженцев с Украины особого статуса
Мир
В Испании предложили использовать замороженные активы РФ для обороны Европы
Мир
Посол РФ в Вене рассказал об актах вандализма в отношении воинских захоронений
Мир
Мерц заявил о заинтересованности Германии в нескольких поставщиках энергии
Мир
В армии ФРГ призвали быть в полной боеготовности к 2029 году
Мир
В Таджикистане 17 домов пострадали от землетрясения
Армия
Военные группировки войск «Запад» ликвидировали более 220 боевиков ВСУ за сутки
Общество
В СК сообщили о расследовании убийства боевиками ВСУ мирного жителя Курской области
Мир
Землетрясение магнитудой 5,9 зафиксировано в Таджикистане
Наука и техника
Студенты из Омска создали платформу для защиты детей и пенсионеров от мошенников
Мир
Иран и США договорились о продолжении переговоров на следующей неделе
Мир
WSJ узнала о готовности Ирана вернуться к прежним уровням обогащения урана
Мир
В Австрии рассказали о панике в Европе из-за планов Трампа по выводу войск
Общество
Верховный суд признал списание зачисленных по ошибке денег неправомерным
Армия
Силы ПВО сбили украинский самолет F-16

Член партии искусства

Галерист и политтехнолог Марат Гельман встал во главе проекта "Культурный альянс". Это не просто амбициозная программа, связывающая в единое культурное пространство регионы России, но проект новой национальной культурной политики. Завтра на Пермском экономическом форуме будет представлена та ее часть, которая касается развития Пермского края
40
2005 год. Марат Гельман на открытии выставки в собственной галерее (фото: Photoxpress)
Выделить главное
Вкл
Выкл

Галерист и политтехнолог Марат Гельман встал во главе проекта "Культурный альянс". Это не просто амбициозная программа, связывающая в единое культурное пространство регионы России, но проект новой национальной культурной политики. Завтра на Пермском экономическом форуме будет представлена та ее часть, которая касается развития Пермского края. В интервью обозревателю "Известий" Наталии Осс Марат Гельман не скрывал, что строит новое, сетевое министерство культуры, опираясь на властный ресурс.

известия: В чем состоит программа "Культурный альянс"? И зачем она нужна?

марат гельман: Полтора года в Перми мы работали небольшой командой - человек двадцать. Общая стратегия была, но документов не писали. Сейчас проект вступает в новый этап, когда задействованы уже тысячи людей. Поэтому мы сделали документ, который называется "Концепция пермской культурной политики". В нем мы сформулировали собственную философию, некий манифест.

и: Вы сказали "пермской культурной политики". А как же общероссийская?

гельман: Параллельно мы тем же творческим коллективом делаем культурную политику для России. Базовые принципы аналогичные. Этот документ будет готов к началу октября.

и: Тогда расскажите, в чем основные принципы культурной политики, которую вы придумали для России.

гельман: Придется объяснить, что происходит сегодня. Сегодня Министерство культуры, вся культурная сфера выступают в роли профессионального нищего. Но всякая политика, в том числе культурная, в итоге приходит к бюджету. Каждый субъект - губернатор, президент или просто богатый человек, формируя бюджет, раскладывает его в три корзинки: "надо", "хочу", "могу". "Надо" - это инфраструктура. Вторая и самая большая корзинка - "хочу". Туда идут проекты развития, туда устремляются все лоббистские силы. И третья корзинка - "могу". Сколько могу, столько даю. Это помощь - бедным, сирым, убогим, старым, малым и культуре. Даже в третьей корзинке нашего федерального бюджета культура всем проигрывает. Если чиновнику приходится выбирать между тем, чтобы вылечить ребенка или сделать выставку, он выберет помощь ребенку. И в этом основная проблема - тех денег, которые дают профессиональному нищему, еле-еле хватает, чтобы в музеях не протекали крыши и библиотекарши получали нищенские зарплаты. Реализовывать культурную политику, даже если бы она и была, в этой ситуации невозможно. Поэтому первая задача - переместить культуру из корзинки "могу" в корзинку "надо".

и: И каким образом вы собираетесь преодолеть инерцию такого отношения к культуре?

гельман: Надо объяснить - мы не нищие, не больные, мы молодые, красивые, успешные. Нам не надо помогать. Сфера культуры - часть инфраструктуры. Власть должна обеспечивать качество жизни. Это пять составляющих: благосостояние, безопасность, доступность образования, дешевизна медицины и культурный досуг. Зарплата, благосостояние - они примерно одинаковы по стране, то же самое можно сказать о безопасности и образовании. Но культурный досуг зависит от места, где ты живешь. Так исторически получилось, что все сконцентрировано в Москве. Поэтому одна из задач - децентрализация культуры и формирование региональных культурных политик. Право на интересную, насыщенную культурную жизнь должно быть не только у жителей столицы или у олигархов, которые могут полететь в Милан или Пекин на художественную выставку, а у каждого жителя страны. Второй шаг - мы объясняем, что культура находится еще и в корзинке "хочу". Мы ставим задачу брендинга территории - чтобы привлекать инвестиции в город, чтобы сюда захотели приезжать люди, он должен быть известным, должен отличаться от остальных городов. Это поиск идентичности места. Такая задача решается исключительно с помощью культуры. Третий шаг - культура как бизнес. Сегодня доля креативной экономики в общем объеме в мире составляет 7 процентов. А сельского хозяйства, например, 4 процента.

и: Поясните, что такое креативная экономика и какая от нее польза.

гельман: Кино, кинопроизводство, дизайн, ремесла, сувенирная продукция, функционирование музеев, театров. Все, что держится не на технологическом, не на ресурсном, а создается творчеством. Набивший оскомину пример - суммарная стоимость работ Пикассо примерно такая же, как стоимость "Газпрома". Творческий человек сегодня формирует экономику. Наша задача доказать власти, что инвестировать в культуру - это не отдать деньги, а вложить. Например, в России туристический бизнес нигде не развит, кроме Санкт-Петербурга. А потенциал у внутреннего туризма огромный. На фестиваль "Живая Пермь" приехали семь с половиной тысяч гостей, 800 из них - иностранцы. Это огромный ресурс для экономики, и уже не в качестве бизнеса, а в качестве стимула к развитию. И мы прописываем, что культура - не десерт, не сфера, которой надо помогать. Это сфера, которая может сыграть очень важную роль в модернизации!

и: Давайте конкретизируем. Пермским проектом вы занимаетесь более года - что сработало, а что нет?

гельман: Первое, что сработало, - миграционные процессы. Для Олега Чиркунова (губернатор Пермского края. - "Известия") основной проблемой было то, что 60 процентов людей в возрасте от 18 до 30 лет хотели уехать из Перми. Сегодня это 16-18 процентов. При том, что 10 процентов желающих сменить место жительства - вообще норма. Из Перми не хотят уезжать, в Пермь хотят приезжать. Это первый результат. Второй результат - бренд города. Сегодня Пермь знают везде - в стране, за границей. Пермь перестали путать с Пензой. Посмотрите списки грантов западных культурных институтов: три города, которые там фигурируют, - Москва, Санкт-Петербург, Пермь. Третий результат - отношение самих пермяков к культурному продукту, который мы им даем. 74 процента населения поддерживают нашу культурную политику, 2 - против, остальным все равно. Вот это реальные цифры.

и: Кто это считал?

гельман: Независимые социологи. Но есть более глубинные результаты. В подготовке фестиваля "Живая Пермь" участвовали 2 тысячи человек. Выращен целый слой активных людей, которые хотят что-то делать. Мы создали им условия, и они действуют уже самостоятельно.

и: Вы говорите, что жители Перми вас поддерживают. Но жители подают в суд на ваши выставки. Почему среднестатистический россиянин сопротивляется попыткам приобщить его к современному искусству?

гельман: Публика активно образовывается, накачивается информацией. Люди приходили на выставку "Русское бедное", возвращались домой и начинали сами творить. Или сделали мы выставку работ Александра Александровича Слюсарева. Теперь Пермь - это город фотографов. Тысячи людей ходят с фотоаппаратами, снимают выставки, фестивали. Безусловно, есть те, для кого этот язык чужой. Они есть в Москве, в Хельсинки, в Нью-Йорке. Проблема в том, что мракобесы, которые протестуют не по принципу "мне не нравится, я не хожу", а по принципу "мне не нравится, я хочу запретить", получают поддержку судебной власти. Но такие сумасшедшие будут всегда.

и: Один из упреков в ваш адрес - вы говорите об искусстве людям, которые живут в мерзости запустения. Вам не кажется, что вы насаждаете искусство, как картошку, и это вызывает естественное сопротивление?

гельман: Есть еще более четкая формулировка: "сначала мусор уберите, а потом искусство давайте". Но в истории человечества не было такого момента, когда был убран весь мусор и когда все люди были сыты. Искусство при этом существовало и играло важную роль. Сначала мусор, потом искусство - ложная установка.

Мы создаем не корпорацию, а ситуацию. Некоторым она некомфортна, они не выдерживают этой конкуренции.

и: В отношении корпорации писатель Алексей Иванов, ваш главный оппонент в Перми, похоже, не согласен. В одном из интервью он говорит, что суть проекта "Культурный альянс" в том, чтобы "распространить опыт пермского изнасилования на другие регионы": "Для Гельмана - это вантуз, которым он прокачивает региональные бюджеты".

гельман: Дело в том, что тексты Иванова - чистое фэнтези. Он писал в стиле фэнтези свой роман "Сердце Пармы". Точно так же абсолютным фэнтези является все, что он пишет о нашем проекте. Никакие частные структуры Гельмана, которые рождаются у него в голове, не будут получать никаких денег. Наоборот, мы декларируем, что один из индикаторов успешности процесса - это если Министерство культуры перестанет управлять. В идеале должно быть как в Нью-Йорке. Там нет Министерства культуры, но есть бурная культурная жизнь.

Иванову нужен оппонент. Он должен быть злодеем, казнокрадом и желательно москалем. Он создает этот образ.

и: Почему он оппонирует? Он же человек культуры, он писатель. Может быть, он видит опасность монополизации культуры?

гельман: Я не хотел бы чужие мотивы препарировать. Он, например, уверен, что я все делаю ради денег. Но я давно уже живу в ситуации, когда деньги не являются мотивом.

и: К финансовому вопросу: вы с самого начала сказали, что культуру надо переместить из корзинки "хочу" в корзинку "надо". Значит, речь именно о бюджете. Вы очень хитро переместились туда.

гельман: Технологично.

и: Технологично. В проекте задействованы 20 городов. И вы все это возглавляете. Под это выделен существенный бюджет?

гельман: Региональный бюджет должен быть очень существенным. Цепочка такая: приезжает наш спициалист и помогает министерству культуры края или департаменту культуры области сделать бюджет. Они подают заявку, которая обсуждается региональным собранием. Эти бюджеты не централизуются, никуда не передаются.

и: То есть вы пытаетесь отщипнуть кусок от общего бюджета края?

гельман: Надо еще убедить депутатов принять больший бюджет. Защитить его, подложить под него событийный ряд, реальную ситуацию с культурными институциями. Это консалтинговая работа. Во-первых, наш методический кабинет помогает региону выстроить культурную политику и провести бюджетирование. Во-вторых, мы проводим аудит художественной среды - изучаем то, что уже существует в регионе, и предлагаем идеи по развитию. В-третьих, создаем один яркий региональный феномен, который должен двинуть ситуацию. Сам "Культурный альянс" деньгами не управляет.

и: И все это в целом - программа "Культурный альянс". То, что вы описали, - некая новая структура, которая занимается бюджетными, идеологическими, креативными проектами. Получается новое министерство культуры?

гельман: Можно и так сказать. Министерство культуры другого типа. Сетевое.

и: Такой огромный проект требует от вас 24 часов в сутки. На чем вы лично зарабатываете в этой истории?

гельман: Не зарабатываю ни на чем. Я зарабатываю себя. Реализую себя. Зарплату я получаю как директор музея современного искусства PERMM и директор Пермского дизайн-центра. Я двигаюсь по такой траектории, на которой деньги не являются мотивирующей ситуацией. Они просто образуются каким-то способом.

и: Партийность проекта не смущает?

гельман: Я - верный член партии искусства. Конечно, во взаимодействии творческого человека с властью есть некая угроза. Угроза свободе, угроза цензуры. Для многих моих коллег это означает - раз опасно, я этим лучше не буду заниматься. А для меня это значит - осознавать эту угрозу и действовать. После дождя дорога бывает скользкая, и не все поедут на машине. Я поеду, но буду осторожен.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением