Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Высокое письмо в Великом Новгороде

После двух столиц, Петербурга и Москвы, где состоялись предыдущие выставки такого рода, устроители каллиграфического форума остановили свой выбор на Великом Новгороде. Решающим стал исторический фактор: новгородские берестяные грамоты называют не только уникальными памятниками кириллической письменности, но и образцами "русской каллиграфии"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В центре Великого Новгорода, в павильоне на Ярославовом дворище, прошла 3-я Международная выставка каллиграфии.

После двух столиц, Петербурга и Москвы, где состоялись предыдущие выставки такого рода, устроители каллиграфического форума остановили свой выбор на Великом Новгороде. Решающим стал исторический фактор: новгородские берестяные грамоты называют не только уникальными памятниками кириллической письменности, но и образцами "русской каллиграфии". Именно с них начинается экспозиция в местном кремле, приуроченная к международному показу.

Краткий экскурс в былую рукописную культуру воспринимался эпиграфом к основной программе. Старинные псалтыри и Евангелия, писанные уставом, примеры крюковой нотной записи, жалованные грамоты царей Ивана Васильевича и Михаила Федоровича, образчики деловой переписки - все это прежде не относилось к сфере "высокого искусства", будучи частью повседневной жизни. Сегодня же в первую очередь обращаешь внимание на эстетику. А еще поражаешься старательности и долготерпению переписчиков, один из которых свой труд над толковым Евангелием начал словами: "Господи Владыко, помози многогрешному рабу своему Потапишьку писати гораздо без описи".

Вполне вероятно, что нечто подобное перед работой произносят про себя и нынешние каллиграфы. Адресуясь каждый к своему божеству. "Писати гораздо и без описи" необходимо во всех случаях, будь то православные тропари, суры Корана, строчки Торы или буддийские мантры. Даже если речь идет о каллиграфических произведениях, не связанных с религиозной традицией, все равно понятно: авторам трудновато обойтись без молитвенной сосредоточенности.

На выставке в Новгороде демонстрировались почти четыре сотни экспонатов - их доставили из московского Современного музея каллиграфии, расположенного в Сокольниках. Вместе с произведениями прибыли и многие художники, из-за чего интернациональность события стала ощутимой не только на взгляд, но и на слух. Все три дня, отведенных для работы экспозиции, здесь проходили мастер-классы: служители музы "красивописания" приобщали новгородцев к начертанию иероглифов или арабской вязи.

Культуртрегерской цели служили и раритетные, порой экзотические экспонаты вроде метровой Царь-мезузы в футляре (этот традиционный еврейский "оберег", исполненный Авраамом-Эршем Борщевским, из-за своих рекордных размеров недавно удостоился записи в Книге рекордов Гиннесса) или Священной мантры от немецкого мастера Свена Плампера (высеченная на желтом песчанике и покрытая сусальным золотом надпись гласит: "Активность всех Будд, действуй через меня"). Только при помощи линзы можно разглядеть надпись, сделанную тайваньцем Чэнь Фэнсянем на крылышке мухи. А российский художник Юрий Ковердяев в качестве основы для своего произведения использовал уже упомянутую бересту.

Подобные диковины привлекают внимание, а дальше уже от самого зрителя зависит, до какой степени он сумеет проникнуть в суть каллиграфического искусства. "Высшим пилотажем" считается не столько внешнее совершенство, сколько способность посредством букв передавать чувство. При нынешней суетной жизни настроиться на такие вибрации трудно, но попробовать стоит.

Комментарии
Прямой эфир