Саркози смывает косметику
В понедельник вечером президент Франции Николя Саркози был вынужден объясняться в прямом эфире государственного телеканала "Франс 2". Главу государства обвинили в том, что наследница косметической империи L'Oreal Лилиан Бетанкур якобы тайно финансировала его избирательную кампанию.
"Бомба" рванула на прошлой неделе - интернет-издание Mediapart опубликовало материал, в котором бывший бухгалтер Бетанкур Клэр Т. обвинила Патриса де Мэтра, финансового консультанта миллиардерши, в передаче в марте 2007 года крупной суммы в конверте представителю предвыборной кампании Саркози, казначею партии "Союз за народное движение" Эрику Верту.
Супруга этого политика, Флоранс, работает на финансовую компанию де Мэтра и занимается делами владелицы L'Oreal. Говорилось и о том, что, находясь на посту министра по делам бюджета, Верт мог быть в курсе попыток Бетанкур уклониться от уплаты налогов. Правительство Франции уже заявило: здесь казначей партии Саркози вне подозрений - он не использовал должностные полномочия для вмешательства в финансовые дела косметической империи.
"В период работы на посту министра по делам бюджета Эрик Верт не вмешивался в работу подчиняющихся ему служб, чтобы потребовать, предупредить или каким-либо иным образом повлиять на решения, касающиеся проведения проверок госпожи Бетанкур", - говорится в обнародованном сообщении финансовой инспекции.
Незаконный предвыборный взнос составил 150 тысяч евро. Не такой уж толстый конверт по нынешним меркам - что французским, что, скажем, российским. Однако для законопослушных европейцев и это оказалось чересчур. Скандал уже спровоцировал политический кризис - во Франции его называют самым серьезным со времени прихода к власти Саркози в 2007 году. Рейтинг президента стремительно пошел вниз.
Саркози уже пытался замять историю с взносом в партийную кассу. Точнее, перевести неприятную для него дискуссию в другое русло. "Я бы хотел, чтобы страна сосредоточилась на решении таких важных проблем, как здравоохранение, пенсии, рост экономики, а не занималась обсуждением лживых утверждений", - сказал президент на прошлой неделе. Сам Верт заявил в понедельник: он уже подумывает отказаться от поста казначея партии. Неприятности, как водится, случились в самый ответственный момент. Сегодня Верт должен представить законопроект о пенсионной реформе. Это очень важное событие для Саркози. Видимо, именно поэтому президент и решил "выйти в эфир".
Вот мнение левой французской газеты "Либерасьон": если Николя Саркози хочет, чтобы его услышали, то обязан во время прямого телеэфира высказаться по существу дела. Речь президента не должна ограничиться заявлением, что все эти подозрения - клевета. "Саркози нужно прислушаться к мнению премьер-министра Франсуа Фийона, а также бывших премьеров - тех немногих лидеров партии "Союз за народное движение", которые могут позволить себе высказаться свободно. Они требуют, чтобы президент изменил свой стиль правления", - заключает газета.