Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Пассажир загоревшегося самолета в Анталье рассказал о помощи в спасении людей
Происшествия
СК предъявил обвинения напавшему на полицейских с ножом в Приморье мужчине
Экономика
Четверть клиентов МФО при введении лимита на займы готовы обратиться к нелегалам
Экономика
В России появился новый формат обмена старой техники на новую
Экономика
Названы популярные форматы жилья у россиян разных возрастов
Мир
The Economist сообщил о выполнении плана мобилизации на Украине на две трети
Мир
Генконсульство РФ проработало вопросы помощи пассажирам «Азимута»
Общество
Патрушев назвал Россию ведущим экспортером продовольственных товаров
Мир
Самолет авиакомпании «Азимут» загорелся при посадке в Анталье. Что известно
Мир
Эксперт оценил вероятность выхода США из Парижского соглашения
Мир
В результате переворачивания двух судов у Мадагаскара погибли 24 человека
Мир
Более 20 самолетов совершили посадки в других городах из-за пожара в Анталье
Армия
Система РЭБ «Купол Донбасса» сорвала 189 атак БПЛА ВСУ за прошедшую неделю
Происшествия
Пассажиры загоревшегося в Анталье самолета написали коллективный иск на «Азимут»
Происшествия
Пассажирка загоревшегося самолета в Анталье рассказала о долгой посадке судна
Общество
Патрушев рассказал о мерах господдержки аграриев в новых регионах
Мир
Сенатор США предложил уволить всех причастных к преследованию Трампа
Происшествия
В Калуге начался пожар на промышленном предприятии после атаки БПЛА

У России нет своей погоды

В дни, когда разгулявшаяся стихия диктует всем нам свои порядки, крайними оказываются метеорологи - почему заранее не было доложено о жаре и пожарах? Наш корреспондент попытался выяснить, кто, как и на какой аппаратуре сегодня реально пытается получить данные, без которых прогноз погоды вообще невозможен. Результаты этого небольшого исследования, как и погода, не радуют
0
Метеорологические наблюдения всегда считались занятием трудным, но романтичным (фото: РИА "Новости")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Нужен ли нам единый климат-контроль?

В дни, когда разгулявшаяся стихия диктует всем нам свои порядки, крайними оказываются метеорологи - почему заранее не было доложено о жаре и пожарах? Наш корреспондент попытался выяснить, кто, как и на какой аппаратуре сегодня реально пытается получить данные, без которых прогноз погоды вообще невозможен. Результаты этого небольшого исследования, как и погода, не радуют.

По данным Росгидромета, на территории нашей страны наблюдается ежегодный прирост стихийных явлений, способных принести серьезный ущерб, - наводнений, сильного ветра, оледенения, засухи, аномально высоких температур и т.д.

- В прошлом году было зафиксировано 350 бедствий. И каждый год их число увеличивается на 5-10 случаев, - говорит заместитель руководителя Росгидромета Валерий Дядюченко. - Сейчас главная задача метеоисследований - предсказывать эти стихийные бедствия.

Но как? Теоретически - помочь синоптикам должна техника. Она у них есть. Например, суперкомпьютер Cray-YMP8T работал на страну со скоростью 4 млрд операций в секунду и стоял в Гидрометцентре с 1997 года. Россия получила его от США по решению комиссии Гора-Черномырдина. В прошлом году наш добрый друг перестал функционировать. Не сломался (хотя прежде и барахлил), а пошел под списание.

Ему на смену пришла новая вычислительная машина. Заказанный за 18 миллионов долларов у американской компании SGI суперкомпьютер занимает шестое место в десятке самых мощных вычислительных машин России. Радости главы Гидрометцентра Романа Вильфанда, на которого от народа обычно и сыплются все шишки в случае неточного прогноза, не было предела. В беседе с "Известиями" он восхищенно описывал возможности нового компьютера и обещал в скором будущем необыкновенную точность прогнозов. Мол, предсказывать погоду синоптики смогут не на день, не на два, а почти на неделю. Особо отмечалась производительность нового компьютера - 27 терафлопсов (триллионов операций в секунду).

- Первый за десять лет метеоспутник появился лишь в прошлом году, - говорят в Росгидромете. - Ракета-носитель "Союз-2" доставила на орбиту аппарат "Метеор-М1". Его появление играет огромную роль. Ведь нынешняя сеть метеостанций - 1700 штук - не покрывает всю территорию страны. К примеру, масштабы погодных наблюдений за Уралом далеки от оптимальных. Там территории в три раза больше, чем Европейская часть, а пунктов метеонаблюдения во столько же раз меньше.

Свои метеоспутники, тем временем, есть у Евросоюза (два спутника), Индии (три), Китая (четыре) и по пять у Японии и США.

- Были они и у нас, мы их одними из первых запустили еще в 1967 году, но начиная где-то с 2000 года все спутники у нас вышли из строя, - констатирует Дядюченко. - Запустить новый Роскосмос был не в состоянии. С одной стороны, специалисты разбежались. С другой - были утрачены технологии. Когда появилось финансирование, пришлось заново учиться их делать. Сначала теория. Потом практика. И вот на сбор спутника ушло пять лет. И если западный аналог стоит 100-120 миллионов долларов, то из-за продолжительных подготовительных работ отечественный обошелся еще дороже. Для нашей страны нужно иметь не менее трех полярно-орбитальных спутников и не менее двух геостационарных, способных зависнуть, к примеру, над экватором. Согласно стартовавшей в 2006 году федеральной космической программе мы должны были запустить до 2013 года 13 метеорологических спутников. Но пока запустили только один.

К концу года будет два - в декабре с Байконура на орбиту доставят геостационарный аппарат. Он зависнет над Индийским океаном и начнет каждые 15 минут передавать информацию о состоянии погоды на всей протяженности страны - от Чукотки до Калининграда.

Но два спутника - это все равно мало.

- За последние 20 лет метеосеть сократилась на 30 процентов, - сказал "Известиям" глава Гидрометцентра Роман Вильфанд.

В настоящее время у России нет ни одной дрейфующей станции типа СП - Северный полюс.

- Содержание станции за полярным кругом крайне дорого, - объясняют в Институте Арктики и Антарктики. - Это в советское время их было несколько штук. Но и время было другое. Основная задача дрейфующих станций - это прежде всего вопрос обороны. А если бы не было оборонных задач, если бы не было противостояния в Арктике, то никаких дрейфующих станций скорее всего тоже не было. А передача метеоданных была второстепенной задачей.

В 80-е годы на службе у Росгидромета было около 40 "судов погоды", которые регулярно выходили в рейсы и передавали метеосводки. Но за последние два десятилетия не построили ни одного. Большую часть кораблей списали и распилили на металлолом. В портах Владивостока, Санкт-Петербурга и Архангельска осталось 13 судов, лишенных дотаций и вынужденных заниматься перевозками грузов и частным извозом. Денег хватает лишь на содержание ледокола "Академик Федоров".

- Но экспедиции длятся два-три месяца, а для прогноза погоды нужны регулярные ежедневные исследования, - говорит замдиректора Института Арктики и Антарктики Александр Данилов.

Для постоянных наблюдений необходима обширная сеть полярных станций. Но эта сеть за последние годы лишь уменьшилась. Их было больше сотни, но половину пришлось законсервировать. Те, что остались, вынуждены работать с изношенным оборудованием. А их модернизация происходит крайне медленно - по две-три станции в год.

Все это не может не сказаться на качестве метеорологических прогнозов.

- Раньше мы могли ухватить небольшой, но мощный циклон, а теперь он может просто остаться незамеченным, - говорит Данилов. - А ведь циклон потом переходит на материк и может натворить бед.

- Если бы у нас работали все советские системы, то мы могли гораздо внимательнее следить за бушующими сейчас пожарами, - говорит Дядюченко. - Повысилась эффективность и при наличии большого флота собственных спутников. Для точного прогноза нужно иметь информацию со всего земного шара. Чем больше информации - тем лучше. Причем для всех. В свое время американцы жаловались, что без аэрологического зондирования, проводимого на территории России, они не могут точно рассчитать погоду в США. Ведь ветер идет с запада на восток, и у них ухудшалось качество прогнозов из-за отсутствия метеоизмерений на территории нашей страны. Было это в 90-х годах. Сейчас эти работы возобновлены. Пока у нас есть 112 станций, которые запускают зонд на высоту до 30 км. И они делают это 2 раза в день. Они дают информацию по передвижению температуры, ветра, влажности. Данные оперативно передаются в мировые центры сбора информации и закладывается в прогнозы погоды.

Ясно, что чем больше данных - тем точнее прогнозы. И это, так сказать, в мировом масштабе. России остро нужна новая и современная метеослужба. Точно так, как такая служба нужна всему остальному миру. Погода границ не знает и виз не требует.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир