Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Президент Сербии Вучич прервал визит в США из-за болезни
Армия
В Сумской области росгвардейцы уничтожили замаскированную технику ВСУ
Мир
США отменили безвизовый режим с Румынией
Происшествия
В Херсонской области вандалы повредили памятник героям Великой Отечественной войны
Мир
США провели испытания прототипа гиперзвуковой ракеты морского базирования
Мир
В Совфеде указали на усталость жителей Польши от украинских беженцев
Мир
СМИ сообщили о нанесении Израилем авиаударов по трем провинциям Сирии
Мир
США вывели войска из нефтяных месторождений Аль-Омар и Коноко на востоке Сирии
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой дождь и до +14 градусов в Москве 3 мая
Общество
В Новороссийске ввели режим ЧС после ночной атаки ВСУ
Мир
США и Израиль близки к соглашению о возобновлении поставок гумпомощи
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 170 украинских дронов над регионами России
Спорт
Гол россиянина Торопченко помог «Сент-Луису» обыграть «Виннипег» в игре плей-офф НХЛ
Общество
В Тюменской области уровень воды в реке Ишим превысил отметку «опасное явление»
Мир
Politico указала на совмещение Рубио двух должностей после отставки Уолтца
Мир
СМИ сообщили об участии ВСУ в лондонском параде в честь 80-летия Дня Победы в Европе
Общество
Юрист предупредила о возможной уголовной ответственности за сбор ценных грибов

Вот такая "Петрушка"

Под занавес 234-го сезона Большой балет представил премьеру "Петрушки". Знаменитое сочинение композитора Игоря Стравинского, хореографа Михаила Фокина и художника Александра Бенуа воссоздал петербуржец Сергей Вихарев
0
Во втором составе Арапа танцует Виталий Биктимиров, а Петрушку - Андрей Меркурьев (фото: ИТАР-ТАСС)
Выделить главное
Вкл
Выкл

Под занавес 234-го сезона Большой балет представил премьеру "Петрушки". Знаменитое сочинение композитора Игоря Стравинского, хореографа Михаила Фокина и художника Александра Бенуа воссоздал петербуржец Сергей Вихарев.

"Петрушка", представленный в 1911 году в "Русских сезонах", покорил искушенных парижан множеством откровений. В их числе фирменный дягилевский "гезамткунстверк" - неразрывное слияние музыки, хореографии и живописи. И точно проведшие свои роли танцовщики. "Мне страшно, я вижу величайшего актера в мире", - сказала Сара Бернар о Нижинском-Петрушке. А также смутивший и поразивший зрителей сюжет.

Итальянскую комедию дель арте авторы решили на русский лад - Пьеро превратился в Петрушку, Коломбина - в Балерину, Арлекин - в Арапа. Скрестили с петербургской темой "маленького человека" и фаустовскими мотивами. Увенчали христианской моралью о спасении души - Петрушка, продавший душу дьяволу-фокуснику, после трагической кончины воспарял над опустевшей площадью. В дягилевской антрепризе балет был дан 62 раза и неоднократно восстанавливался в труппах мира - под бесконечные споры о верности первоисточнику. В Большом фокинский "Петрушка" последний раз прошел в 1982 году - к 100-летию со дня рождения Стравинского.

Поводом к нынешнему спектаклю, вероятно, послужили хроническая нехватка современного репертуара и спровоцированные ею неуемные реставраторские аппетиты. Речь не о том, что "Петрушка" не заслуживает возобновления. Напротив. Просто в нынешнем его виде балет лишен танцевального обаяния. Замечательно смотрятся площадные и интерьерные декорации. Под управлением дирижера Игоря Дронова отлично звучит оркестр. А вот движущаяся картинка не только скучна, но и часто раздражает. Например, масленичное собрание - приказчики, цыганки, конюхи, кучера и прочие гуляющие - преувеличенно хлопочет лицами и машет руками. И переходя от пантомимы к танцу, это натужное комикование успешно сохраняет.

В оправдание Вихарева стоит сказать, что и оригинальные массовые сцены вызывали нарекания. Их, например, сравнивали с "русской сивухой", отмечая, что "заморский парфюм", то есть эпизоды с участием главных героев, удаются Фокину лучше. Однако в дягилевские времена подобное решение балетной толпы было еще в диковинку и воспринималось "нашим ответом" Станиславскому. Сегодня зазоры между условностью музыки и натурализмом постановки слишком видны и ничем не оправданы.

"Парфюм", и в первую очередь его главная "нота", тоже нуждаются в корректировке. Петрушку танцует Иван Васильев, которого в последнее время усиленно определяют на роли рефлектирующих неврастеников. Между тем юноше пока нечего вынести на сцену. Даром перевоплощения он не обладает. И танцует себя - честного, трудолюбивого, целеустремленного. В "Спартаке" этот набор смотрится органично. В "Петрушке" он хорош лишь для роли Арапа, если, разумеется, добавить к нему здоровой исполнительской иронии. Таковой, безусловно, обладает исполняющий эту партию Денис Савин - главная актерская удача спектакля. Но одного Савина на 35 минут действия маловато. Эта музыка заслуживает большего. И прежде всего оригинального решения. Пусть далекого от фокинского. Но сопоставимого с ним по новизне и эмоциональной силе.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности