Любовь и верность против СПИДа
Депутаты Мосгордумы единогласно приняли городской закон о предупреждении распространения СПИДа. Документ разрабатывали больше двух лет. В нем четко прописано, какой должна быть социальная реклама, где ее нужно размещать и как надо пропагандировать среди москвичей моногамные отношения.
По данным Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, в России ежегодно растет количество заболеваний ВИЧ. Москва не исключение.
- Это раньше считалось, что СПИД - болезнь наркоманов и гомосексуалистов, - говорит разработчик нового закона депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова. - Сегодня же ВИЧ-инфекция вышла за пределы групп риска и может затронуть каждого.
Сейчас в столице зарегистрировано 39 тысяч инфицированных. 60% из них - молодежь в возрасте 19-29 лет. Вторая по численности возрастная группа - 30-39 лет.
Впрочем, в Мосгордуме уверены, что ситуацию можно исправить, возлагая надежды на закон "О предупреждении распространения на территории города Москвы заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека". Документ разрабатывался комиссией Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья совместно с городским департаментом здравоохранения.
- Мы работали над этим текстом два года, - говорит Стебенкова. - Процесс оказался сложным. Документ прошел множество согласований с правовым управлением думы, с прокуратурой, было подано немало поправок депутатов.
По словам Людмилы Стебенковой, этот закон - первая региональная инициатива, определяющая принципы профилактики ВИЧ-инфекции.
- В Москве никогда не реализовывались популярные на Западе "программы снижения вреда", представляющие собой раздачу шприцев и механических средств защиты от ВИЧ-инфекции среди населения, - говорит депутат. - Мы действуем иначе. В столице основными принципами профилактики болезни являются пропаганда здоровой семьи и раннее выявление зараженных. Сегодня решающую роль играет поведение человека. Нужно понимать: чем больше половых контактов с новыми партнерами, тем больше риск. Основная задача профилактики - пропагандировать ответственное поведение и отказ от беспорядочных связей. И этот закон отражает ту политику города, которая уже существует. В Москве эффективно реализуются программы предупреждения передачи ВИЧ от матери к ребенку, мероприятия по обеспечению безопасности донорской крови, а также проводится серьезная работа по формированию социально ответственного поведения, основанного на моногамных отношениях, семейно-нравственных ценностях. Мы уже несколько лет проводим в столице нашу программу "Против СПИДа: простые правила", слоган которой "Настоящие чувства и верность - естественная защита от СПИДа". И у нас хорошие результаты. Распространение ВИЧ-инфекции в Москве, несмотря на то, что это мегаполис, находится на среднем уровне В 2009 году прирост новых ВИЧ-инфицированных составил менее 5%, в то время как в Европе - 9%. Вообще профилактическое направление - самое важное в борьбе с социально опасными заболеваниями. Лечить последствия - куда сложнее и дороже. Как человеку, так и государству.
Людмила Стебенкова подчеркнула, что теперь, после принятия закона, городские программы будут получать гарантированное финансирование и гарантированную социальную рекламу - с этим раньше возникали проблемы.
Принятый закон позволит на постоянной основе проводить мероприятия по информированию населения о путях заражения ВИЧ-инфекцией и способах избежать заражения. Эта работа будет проводиться в школах и высших учебных заведениях, в городских СМИ, через социальную рекламу. Кроме того, закон запрещает городским СМИ "вводить аудиторию в заблуждение относительно гарантии защиты от ВИЧ-инфекции при использовании средств контрацепции".
- Социальная реклама, направленная на профилактику ВИЧ/СПИДа, которую оплачивает город, не должна вводить людей в заблуждение относительно того, что от этой болезни могут защитить средства механической контрацепции, - поясняют в Мосгордуме. - В тексте четко прописано, какими должны быть профилактические программы и реализация каких программ не должна допускаться в столице. В частности, распространяемая за счет бюджетных средств реклама не должна содержать примеров распущенного социального поведения. Иными словами, она должна говорить о том, что уберечь вас от СПИДа могут только моногамные отношения и верность своему партнеру в браке.