Социализм эпохи "Бентли"
Социалистическая Республика Вьетнам находится сегодня на обочине российского туристического мейнстрима. Может, малоприятные, особенно для людей старшего поколения, ассоциации с непременными приметами соцдействительности - очередями, дефицитом да никудышным сервисом - причина тому, что эта страна пока не стала столь же популярной у любителей экзотики, как, скажем, Таиланд или Мальдивы. Корреспондент "Известий", проехавший Вьетнам с севера на юг, убедился, что подобные представления не имеют ничего общего с действительностью.
Пока некоторые государства обещают ввести безвизовый режим для российских граждан, прагматичные вьетнамцы без шума и фанфар сделали это с 1 января прошлого года. Если хотите посетить Вьетнам не больше чем на 15 дней и вас не смущает полет длительностью около девяти часов, покупайте билет и отправляйтесь в аэропорт. Правда, бывалые путешественники советуют явиться на рейс часа за четыре до отправления. Почему так, я понял, когда вокруг огороженных веревкой стоек регистрации увидел настоящий "Черкизон": заполнив все пространство зала, отведенного для "Вьетнамских авиалиний", сотни юрких людей стремились просочиться сквозь узкий проход в ограждении, толкая впереди себя на тележках и таща волоком неподъемные коробки и огромные баулы.
Те же самые навьюченные пассажиры утром следующего дня атаковали единственную ленту транспортера в зале столичного аэропорта Ханоя. А потому лишь спустя два часа мой чемодан подхватил улыбающийся гид, отрекомендовавшийся Дыккой (в переводе "хороший человек").
- Почему у вас всего одна лента транспортера? - глотнув влажного теплого воздуха, с ходу спросил я его.
- Это старый аэропорт. В новом - все по-другому.
- А почему же мы оказались в старом?
- Так нового еще нет. Но его обязательно построят. У нас же социализм, - и Дыкка хитро улыбается.
Третий ребенок в семье - штраф, четвертый - потеря работы
По обе стороны шоссе из аэропорта во вьетнамскую столицу вперемежку с красными транспарантами, призывающими вьетнамцев к еще более светлому будущему, мелькают рекламные щиты с названиями известных автомобильных марок, банков и западных компаний. Как следует из краткого рассказа об экономике Вьетнама, жилые дома - в основном двух- и трехэтажные сооружения с крытыми балкончиками - собственность их обитателей. Понятия квартплаты не существует. Платят лишь за электричество и воду. Более двух третей жителей почти 90-миллионного Вьетнама - крестьяне, их доход - примерно 100 долларов в месяц. Но никто не голодает - в год собирают три урожая риса (в мае, августе и ноябре). К тому же власти следят за ограничением рождаемости. Как поведал гид, за рождение третьего ребенка взимается штраф, эквивалентный 500 долларам, рождение четвертого грозит увольнением. В городах заработки выше - от 400 долларов. Большинство предприятий, магазинов, гостиниц в стране находится в частных руках. Богачи (в стране есть и миллионеры) - в основном те, кто имеет бизнес в сфере торговли.
- В чем же тогда ваш социализм? - допытываюсь у гида.
- Мы и сами не знаем, - признается он. - Наверное, в идеологии.
Основатель Социалистической Республики Вьетнам Хо Ши Мин покоится в огромной мраморной усыпальнице на центральной ханойской площади Бадинь. С нее ритуально начинаются все экскурсии для туристов, которых через парк ведут мимо построенного во времена французского владычества помпезного губернаторского дворца к скромному домику на сваях, где жил и работал "дядюшка Хо".
- А какая у него была семья?
- На семью времени не было. Надо было делать революцию, а не детей, - проводит ликбез Дыкка, демонстрируя тонкое знание русского языка, который он изучал во вьетнамском университете.
Известно, что бальзамированное тело вождя в положенные сроки отвозят в Москву для консультаций с российскими коллегами, а потом снова выставляют в мавзолее. Заезжих гостей со всего мира влечет любопытство к раритетному зрелищу, ведь такое можно увидеть еще только в трех местах на земле: Пекине, Пхеньяне ну и в Москве, конечно.
Экстрим на "зебре"
Одно из самых примечательных мест, которые обязательно надо посетить, - бухта Халонг в Тонкинском заливе. Проехав три часа на машине от Ханоя до побережья и пересев на прогулочный кораблик, вы увидите одно из чудес света, официально признанное в качестве мирового наследия ЮНЕСКО. "Бухта спускающихся драконов", как переводится слово "халонг" - это 1969 островков, из которых названия имеют лишь около тысячи.
Ступив с палубы кораблика на кромку суши покрытого густой зеленью островка, путешественник попадает в подсвеченную огнями пещеру-грот со сталактитами, нагромождением камней, спусками и подъемами узкой тропы. Гид проводит своеобразную викторину и радуется, когда его подопечные, глядя на очередное каменное изваяние, отвечают: это дракон, правее лошадь, за ней слон. В одной из пещер рядом с черепахой прорисовалась даже женская грудь с огромным соском...
А любителям урбанистских пейзажей с лихвой хватит впечатлений от прогулок по тенистым улочкам и паркам Ханоя, который в октябре отметит тысячелетие, или безукоризненно чистым центральным кварталам 8-миллионного Хошимина, своими небоскребами отелей, бизнес-центров, представительств западных компаний и мировыми брендами шикарных магазинов соперничающими с европейскими столицами. Да и уличное движение во вьетнамском мегаполисе ничуть не менее интенсивное, чем в той же Европе, но со своей спецификой. Хозяева проезжей части - мотоциклы, мотороллеры, мопеды, которые сплошным потоком мчат своих седоков (среди них много женщин), лихо обгоняя кабинки неторопливых велорикш, новенькие такси "Тойоты" и даже несравненные "Бентли". На одном из перекрестков, пока горел красный сигнал светофора, я насчитал сразу три машины этой марки, подъехавшие с разных сторон, - вишневую, белую и черную.
Для перехода через улицы кое-где нарисованы "зебры", только водители не обращают на них ни малейшего внимания. Гид наставительно сказал: "Это наш экстрим. Зажмурьте глаза, минута страха - и все в порядке". После некоторого колебания, почти зажмурившись, вступаю на проезжую часть и ...
Полностью материал читайте на сайте "Известия-Неделя"