Милиция взяла вершину
Сергей Эдуардович Дьячков был объявлен в федеральный розыск как скрывшийся от органов следствия еще в январе 2001-го: предпринимателю, которому не было еще тридцати, вменялась статья о мошенничестве в особо крупных размерах. Речь в этом уголовном деле шла о финансовой пирамиде "Эверест". Питерские сыщики отлично знали, что Дьячков с компаньонами причастны к созданию нескольких похожих контор, но в каждом случае подобраться к мошенникам было непросто. Пирамиды - это, что называется, де-факто. А де-юре были вполне благообразные организации. И отъем денег у населения происходил совершенно законно и, что примечательно, на добровольной основе. Взять хоть "Эверест": он назывался Межрегиональной культурно-просветительской общественной организацией, где взносы вкладчиков - пожертвования на благотворительность. Люди еще и расписки оставляли: дескать, жертвую добровольно.
"Эверест" был создан в 1999 году. Его основатели - Сергей Дьячков с супругой Татьяной Когут. Кстати, именно эта дама считалась "мозговым центром" семейного бизнеса. Технология отъема денег "культурно-просветительской организацией" была не раз обкатана: "Эверест" ведь возник не сам по себе, а как плод размножения других пирамид методом "простого деления".
В конференц-залах гостиниц, вроде "Прибалтийской" или "Пулковской", проходили семинары. Не надо думать, что туда шли дураки, неучи - "лохи": людей, часто с высшим образованием, заманивали под предлогом поиска работы. Только в зале несчастные узнавали, что "работа" заключается в том, чтобы сделать "благотворительный взнос" в размере трех тысяч условных единиц, а потом приводить таких же "работников" и получать баснословные дивиденды. "Соскочить", сославшись на отсутствие денег, не у всех получалось: чрезвычайно сердечные менеджеры немедленно предлагали помощь, дескать, вместе объедем всех ваших знакомых, возьмете в долг.
Почему люди соглашались? Кто-то, безусловно, "велся" на наживку. Но большинство пострадавших, люди отнюдь не глупые, потом не могли понять: как получилось, что они, как зомби, давали усадить себя в машину, называли адреса и потом чуть не со слезами на глазах упрашивали близких одолжить денег.
Конечно, на слушателей семинаров оказывалось психологическое давление: специфические шумы, повторения ключевых фраз, особой частоты звуки. Но, как рассказали "Известиям" оперативники, работавшие когда-то по "Эвересту", они были убеждены, что людей еще и потчевали психотропными средствами. Слушателей поили кофе, при этом организаторы почему-то на все семинары возили с собой кофейные автоматы и собственную посуду, категорически отказываясь от услуг гостиничного общепита. Однажды, проникнув на такой семинар, оперативник попытался унести на экспертизу чашку с остатками кофе, но под взглядом бдительного охранника это было невозможно. Сыщик разбил чашечку в надежде припрятать хотя бы осколок. Оказалось - бесполезно: немедленно нарисовался еще один секьюрити с веником и совком.
По некоторым оценкам, мошенники зарабатывали по 150 тысяч долларов ежемесячно с каждой пирамиды. Деньги уходили на счета в зарубежных банках. По одной из версий, Дьячков с супругой со дня основания первой пирамиды готовились уехать за границу - к своим деньгам. Ему это в 2000-м году удалось, а вот мадам Когут и подельники были арестованы.
Отметим, что уголовные дела по финансовым пирамидам еще несколько лет назад следствие возбуждало со скрипом: доказать факт мошенничества было чрезвычайно трудно, считалось, что аферисты умело обставляются. Но со временем наловчились и сыщики. В 2005-м году подельники Дьячкова были приговорены к срокам заключения до 5 лет. К тому времени, когда они вышли, сидели уже и их преемники - основатели пирамид, возникших на обломках "Эвереста". Теперь дошла очередь до Дьячкова.