Предупрежден - значит, вооружен
Сотовые операторы обеспокоены собственной репутацией. И на то есть все основания. Их клиенты все чаще становятся жертвами мобильного мошенничества. Жалобы касаются и нежелательных рекламных рассылок, согласие на которые абоненты не давали. Участившиеся случаи подрывают репутацию компаний, ведь нередко абоненты получают СМС о якобы выигранных призах от имени того или иного оператора. В 2005 году жертвой мошенничества становились 5 из 100 клиентов, в 2008 году на удочку мошенников попалось более 10 млн абонентов. И в прошлом году эта цифра не уменьшалась.
Осенью 2009 года за искоренение спам-зла взялась Ассоциация региональных операторов связи. "Проведенный экспертами АРОС анализ спама в сетях операторов мобильной связи показал, что в сети практически каждого оператора периодически происходят либо несанкционированные рассылки информации рекламного характера, либо рассылки откровенно мошеннических сообщений типа выигрыша в несуществующую лотерею или просьб "положить деньги на телефон", - говорил журналистам президент АРОС Юрий Домбровский.
Инициатива Ассоциации заключается в реализации программы "Анти-Спам", эффективность которой, разумеется, будет зависеть от того, насколько консолидированно операторы подойдут к участию в ней. Первые плоды в регионах уже есть: компания "Tele2-Ростов", проанализировав многочисленные жалобы абонентов, обратилась в УФАС с жалобой на несанкционированную рассылку рекламы таксомоторного парка "Фаворит Юга". Выяснилось, что для рекламы услуг ростовский таксопарк обратился в московское рекламное агентство, которое через ПО одного из GSM-операторов Кемеровской области разослало более 200 тыс. СМС ростовчанам. УФАС в ходе рассмотрения жалобы "Tele2-Ростов" установило, что абоненты не давали своего согласия на получение рекламы. Итог таков: директор таксопарка была оштрафована, спам был прекращен, сообщили в АРОС.
Простые истины
СМС-просьбы, лжепризы и такие же ложные звонки и СМС от "служб технической поддержки" - вот далеко не полный перечень типов мошенничества в мобильных сетях. "Не выполнять указания неизвестного лица и не вводить под диктовку коды на своем телефоне" - простая рекомендация, которую абоненту никак нельзя игнорировать. "Необходимо проверить информацию, перезвонив в абонентскую службу своего оператора связи" - шаг номер два. Третий важный шаг - познакомиться со списком наиболее часто встречающихся форм мошенничества, которые составляют сами операторы. Правда, сказать, что представители "большой тройки" рука об руку борются с мобильными мошенниками, нельзя. Каждый реализует собственные программы по информационной безопасности и противодействию аферам, которые чаще всего связаны с СМС.
Так, "Вымпелком" в этом году запустил сайт www.safe.beeline.ru, на котором описаны наиболее популярные виды мошенничества и даны рекомендации, как избежать обмана (аналогичный ресурс появился и у МТС). Есть специальный бесплатный автоответчик, позвонив по которому абоненты могут прослушать информацию о применяемых мошенниками методах. "Что касается взаимоотношений с партнерами - контент-провайдерами, которые оказывают услуги нашим абонентам на коротких номерах, то мы также внимательно отслеживаем ситуацию и принимаем меры в случае обнаружения фрода (вид мошенничества в области информационных технологий. - "Известия"), - комментирует пресс-секретарь "Вымпелкома" Ксения Корнеева. - На самом деле мы уже два года применяем ужесточенные санкции - блокируем короткие номера и выставляем значительные штрафы за каждый подтвержденный случай мошенничества".
По данным "Вымпелкома", существует около 15 наиболее популярных коротких номеров, на которые поступает больше всего жалоб от абонентов (некорректное указание стоимости услуги и, как следствие, большее списание средств, нежелательная "автоматическая подписка" на сервисы и т.д.). Дмитрий Шопин, руководитель направления систем борьбы с мошенничеством компании "Инфосистемы Джет", считает, что благодаря внедренным специализированным системам контроля "у большинства сотовых операторов текущая борьба с отдельными видами фрода поставлена достаточно эффективно".
Сложные виды
Вместе с тем остаются проблемы в борьбе с другими, "сложно выявляемыми", видами фрода. Например: внутренний фрод (с привлечением персонала оператора), фрод с маршрутизацией (терминацией) трафика, фрод со стороны недобросовестных партнеров оператора. Для их выявления и искоренения необходимо осуществлять встречные проверки трафика между операторами и между операторами и их партнерами, внедрять решения "антиспам" для борьбы с мошенническими СМС. "А также периодически проактивно тестировать свои сети на возможность появления новых видов фрода, обнаруживаемых у других операторов", - добавляет Шопин.
"За последние три месяца мы направили письменные предписания о некорректной работе сервисов и стоимости услуг 5 провайдерам, более 20 раз блокировали короткие номера в соответствии с жалобами абонентов и регулярно предоставляем информацию о неблагонадежных сервис-компаниях по запросам правоохранительных органов", - уточняют в пресс-службе "Билайн". Но это действия постфактум. А в качестве предохранительной меры сотовый оператор скорректировал некоторые детали в контрактах. В частности, ужесточил санкции для недобросовестных контент-провайдеров, короткие номера которых использовались для совершения мошеннических действий: в партнерских договорах внесен пункт о взыскании штрафов, сравнимых по размеру с месячной выручкой партнера на данном коротком номере. Эта мера должна заставить партнеров тщательнее проводить контрольные мероприятия среди своих субподрядчиков.
Компания МТС также говорит о некоторых успехах в деле борьбы с мошенниками. Количество обращений абонентов, столкнувшихся с аферистами, за первый квартал 2010 года сократилось на 58%. Оператор связывает это с запуском бесплатной услуги "Инфоконтент". При отправке знака "?" на короткий номер абонент узнает стоимость услуги, предоставляемой по нему (СМС также бесплатно). При получении регулярных жалоб на определенный короткий номер, где наряду с популярными и востребованными среди абонентов услугами фиксируется всплеск продвижения мошеннических сервисов, МТС подключает на него функционал запроса подтверждения от абонента, при использовании которого абонент предварительно уведомляется о фактической стоимости услуги.
Директор "МТС Россия" Александр Поповский отметил, что ужесточение политики взаимодействия с контент-провайдерами также позволило им дисциплинировать партнеров и выстроить эффективную систему по противодействию мобильному мошенничеству. К провайдерам-нарушителям, на сервисы которых приходилось около половины общего числа жалоб абонентов, сотовый оператор наложил значительные штрафы. Некоторые контент-провайдеры, в чей адрес были регулярные нарекания, отключены от использования сервисов (зарегистрировано использование мошеннических схем). Например, полностью остановлена работа сервиса подписок от контент-провайдера "Первый Альтернативный". А "Вымпелком" в марте этого года направил своим партнерам предписания об обязательном выделении ресурсов на онлайн-мониторинг рекламируемых услуг и сервисов и создании черного списка кодов доступа к услугам, которые опознаются как мошеннические. Это позволит провайдерам более гибко отслеживать и пресекать мошеннические схемы на коротких номерах, отмечает Ксения Корнеева.
Мобильные мошенники, к сожалению, с успехом используют и интернет. Недавно в глобальной сети была эпидемия отечественного вируса, который блокировал компьютеры пользователей и просил отправить платный СМС для получения кода разблокировки. После отправки сообщения с телефона списывалось 100-200 рублей, и код действительно присылался. "Для одного человека сумма, может быть, не очень большая, но если ее умножить на миллионы зараженных компьютеров, то получается весьма значительная цифра", - резюмирует Игорь Ляпунов, директор центра информационной безопасности компания "Инфосистемы Джет".
Телеобман
В марте этого года управление экономической безопасности (УБЭП) столичного ГУВД возбудило уголовное дело по статье "Мошенничество" в отношении компании "Активити", которая проводит телевикторину "Спортмания" на канале 7ТВ. Милиционеры простым опытным путем установили, что звонящие абоненты удерживались на связи вплоть до того момента, когда счет абонента обнулялся. При этом в эфире оказывались подставные телезрители, которые своими заведомо неверными ответами лишь подогревали интерес простых граждан.
Обманутые абоненты часто грешат не на контент-провайдеров, а на сотовых операторов - мол, последние в сговоре с организаторами викторины очень хорошо зарабатывают на "висящих" на линии абонентах. Милиция также проверяет эти обвинения. Илья Федотов, начальник отдела анализа рынка акций инвестиционной компании "Велес-девелопмент", считает, что сотовым операторам невыгодно связываться с такими мошенническими акциями. "Они и так хорошо зарабатывают, демонстрируя высокую маржинальность бизнеса, а мутные схемы лишь вредят имиджу", - подытоживает он.